ПОЛОЖЕНИЕ о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости на
кафедре биологии в Волгоградском
государственном медицинском
университете
Основные цели введения балльно-рейтинговой
системы:
- мотивация активной систематической работы студентов
в семестре;
- снижение роли необъективности при сдаче
экзамена;
- стимулирование состязательности в учебе,
заменяющее усреднение категории отличников, хорошистов, троечников и т.д.
оценкой реального места, которое занимает студент среди сокурсников в
соответствии со своими успехами;
- обеспечение участия ВолГМУ в Болонском
процессе с целью повышения академической мобильности обучающихся и обеспечение
конкурентоспособности его выпускников на международном рынке образовательных
услуг.
Нами
предлагается следующая модель балльно-рейтинговой
системы оценки успеваемости студентов стоматологического факультета.
1. Рейтинг по дисциплине в семестре (Рд). Формируется на кафедре в соответствии с внутри
кафедральным положением о рейтинге студента по дисциплине.
2.Максимальное количество баллов, которое может
получить студент по дисциплине в семестре - 100.
3.Минимальное количество баллов, при котором
дисциплина должна быть зачтена - 61.
Рейтинг по дисциплине в 1 семестре оценивается
суммарно с учетом:
·
текущей успеваемости и
2-х итоговых контрольных работ, оценка которых
проводится по
среднему баллу.
Рейтинг по дисциплине во 2 семестре оценивается
суммарно с учетом:
·
текущей успеваемости
и 3-х итоговых контрольных работ, оценка
которых
проводится по
среднему баллу.
Рейтинг текущей
успеваемости оценивается по среднему баллу с учетом выполнения самостоятельных
работ в семестре.
Оценка текущей
успеваемости студентов основана на использовании среднего балла в качестве характеристики текущей работы студента в
семестре.
Методика подсчета среднего балла за семестр:
·
знания
и работа студента на лабораторных занятиях оцениваются преподавателем по
классической 5-бальной системе;
·
в
конце каждого семестра производится централизованный подсчет среднего балла
студента с переводом его в 100-бальную систему;
Таблица 1. Перевод среднего балла в 100-балльную систему
Средний балл по
5-балльной системе |
балл по 100 бальной
системе |
средне балл по
5-балльной системе |
балл по 100 бальной системе |
средний балл по
5-балъной системе |
Балл по 100бальной
системе |
5.0 |
100 |
4.0 |
81-82 |
2,9 |
57-60 |
4.9 |
98-99 |
3.9 |
80 |
2,8 |
53-56 |
4.8 |
96-97 |
3.8 |
79 |
2,7 |
49-52 |
4.7 |
94-95 |
3.7 |
78 |
2,6 |
45-48 |
4.6 |
92-93 |
3.6 |
77 |
2,5 |
41-44 |
4.5 |
91 |
3.5 |
76 |
2,4 |
36-40 |
4.4 |
89-90 |
3.4 |
73-74-75 |
2,3 |
31-35 |
4.3 |
87-88 |
3.3 |
70-71-72 |
2,2 |
21-30 |
4.2 |
85-86 |
3.2 |
67-68-69 |
2,1 |
11-20 |
4.1 |
83-84 |
3.1 |
64-65-66 |
2,0 |
0-10 |
|
|
3.0 |
61-62-63 |
|
|
Расчет
рейтинга в 1 семестре Рдс1 = балл за
текущую работу в семестре ± бонусы - штрафы
Расчет
рейтинга во 2 семестре Рдс2 = (балл за
текущую работу в семестре ± бонусы – штрафы + балл, полученный на
предэкзаменационном тестировании) /2
Предэкзаменационное тестирование проводится накануне
экзамена, на зачетном занятии. Оценивается в баллах в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2. Вариант оценки зачетного тестирования.
% выполнения задания тестирования |
Балл 100-балльной по
системе |
91-100 |
91-100 |
81-90 |
81-90 |
71-80 |
71-80 |
61-70 |
61-70 |
0-60 |
0 |
Ответ на экзамене оценивается в соответствии с «Критериями оценки
ответа студента при 100-балльной системе»
Дисциплина заканчивается во втором семестре
экзаменом.
Ответ на экзамене
оценивается в соответствии с «Критериями оценки ответа студента при
100-балльной системе»
Оценка за экзамен |
Балл по 100-балльной
системе |
5 |
91 |
4 |
81 |
3 |
71 |
Таблица 4. Перевод
оценок переводника в баллы.
Приложение 1.1
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТА
СТУДЕНТА
ПРИ 100-БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Характеристика ответа |
Оценка
ECTS |
Баллы
в БРС |
Оцен-ка |
||
Дан полный,
развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных
знаний об объекте, проявляющаяся в свободном оперировании понятиями, умении
выделить существенные и несущественные его признаки, причинно-следственные
связи. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе
данной науки и междисциплинарных связей. Ответ формулируется в терминах
науки, изложен литературным языком, логичен, доказателен, демонстрирует
авторскую позицию студента. |
А |
100–96 |
5(5+) |
||
Дан полный,
развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных
знаний об объекте, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе
прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая
сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание об объекте
демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и
междисциплинарных связей. Ответ изложен литературным языком в терминах науки.
Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом
самостоятельно в процессе ответа. |
В |
95–91 |
5 |
||
Дан полный,
развернутый ответ на поставленный вопрос, доказательно раскрыты основные
положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая
последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий,
явлений. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. В ответе
допущены недочеты, исправленные студентом с помощью преподавателя. |
С |
90–86 |
4(4+) |
||
Дан полный,
развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить
существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ
четко структурирован, логичен, изложен литературным языком в терминах науки.
Могут быть допущены недочеты или незначительные ошибки, исправленные
студентом с помощью преподавателя. |
С |
85–81 |
4 |
||
Характеристика ответа |
Оценка
ECTS |
Баллы
в БРС |
Оцен-ка |
||
Дан полный,
развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить
существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ
четко структурирован, логичен, изложен в терминах науки. Однако допущены
незначительные ошибки или недочеты, исправленные студентом с помощью
«наводящих» вопросов преподавателя. |
D |
80–76 |
4(4-) |
||
Дан полный, но
недостаточно последовательный ответ на поставленный вопрос, но при этом
показано умение выделить существенные и несущественные признаки и
причинно-следственные связи. Ответ логичен и изложен в терминах науки. Могут
быть допущены 1–2 ошибки в определении основных понятий, которые студент
затрудняется исправить самостоятельно. |
Е |
75–71 |
3(3+) |
||
Дан недостаточно
полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность
изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении
терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и
несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может
конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения
только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок,
коррекции. |
Е |
70–66 |
3 |
||
Дан неполный ответ,
логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения. Допущены
грубые ошибки при определении сущности раскрываемых понятий, теорий, явлений,
вследствие непонимания студентом их существенных и несущественных признаков и
связей. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть конкретные проявления
обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок,
коррекции. |
E |
65–61 |
3(3-) |
||
Дан неполный ответ, представляющий
собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в
определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент
не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами
дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения.
Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не
приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и
на другие вопросы дисциплины. |
Fx |
60–41 |
2 |
||
Не получены ответы по
базовым вопросам дисциплины. |
F |
40–0 |
2 |
||
Итоговая
оценка, которую преподаватель ставит в зачетную книжку, рассчитывается по
формуле и переводится в 5-балльную в соответствии с таблицей 3.
Рд =
(Рдс1 + Рдс2+балл за ответ на экзамене) /3
Если студент получает на
экзамене неудовлетворительную оценку, то рейтинг по дисциплине в семестре равен
Рд = Рэ.
Баллы при повторной
сдаче экзамена - от 61 до 75
независимо от оценки.
Таблица
3. Итоговая оценка по дисциплине в семестре.
оценка по 5-балльной
системе |
оценка по 100-балльной
системе |
5.0 превосходно |
96-100 |
5.0 отлично |
91-95 |
4.0 хорошо |
81-90 |
4.0 Хорошо с недочетами |
76-80 |
3.0 удовлетворительно |
61-75 |
2.0 неудовлетворительно |
41-60 |
Неудовлетворительно
2.0 (необходимо повторное изучение) |
0-40 |
В данной модели могут
предусматриваться бонусы и штрафы.
Таблица
4. Бонусы и штрафы по дисциплине в
семестре.
Бонусы |
Наименование |
Баллы |
Штрафы |
Наименование |
Баллы |
|
НИРС |
Учатие в СНО |
1 |
Дисциплинарные |
Пропуск без
уважительной причины лекции |
1 |
|
|
Выступление на
конференции |
1 |
|
Пропуск без
уважительной причины занятия |
1 |
|
|
Опубликованы тезисы,
статья |
1-3 |
|
Систематические
опоздание на лекцию |
0,2 |
|
УИРС |
Изготовление таблиц |
0,5 |
|
Систематические
опоздание на занятие |
0,2 |
|
|
Выполнение реферата и
выступление на семинаре |
0,5 |
|
Сдача итоговой
контрольной работы не в срок |
0,5 |
|
|
Изготовление микро-и макропрепаратов |
1-2 |
|
Выполнение
самостоятельной работы не в срок |
0,1-1 ,0 |
|
|
Разработка комьютерных программ |
1-3 |
Причинение материального ущерба |
Нарушение ТБ |
1-2 |
|
|
Посещение электива по биологии |
1 |
Поломка микроскопа |
1-2 |
||
|
|
|
Разбит микропрепарат |
1-2 |
||
|
|
|
||||
Порча оборудования и
имущества |
1-2 |