ПОЛОЖЕНИЕ о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости на кафедре  биологии в Волгоградском государственном медицинском

университете

 

Основные цели введения балльно-рейтинговой системы:

 

- мотивация активной систематической работы студентов в семестре;

- снижение роли необъективности при сдаче экзамена;

- стимулирование состязательности в учебе, заменяющее усреднение категории отличников, хорошистов, троечников и т.д. оценкой реального места, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами;

- обеспечение участия ВолГМУ в Болонском процессе с целью повышения академической мобильности обучающихся и обеспечение конкурентоспособности его выпускников на международном рынке образовательных услуг.

 

Нами предлагается следующая модель балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультета.

 

1. Рейтинг по дисциплине в семестре (Рд). Формируется на кафедре в соответствии с внутри кафедральным положением о рейтинге студента по дисциплине.

 

2.Максимальное количество баллов, которое может получить студент по дисциплине в семестре - 100.

 

3.Минимальное количество баллов, при котором дисциплина должна быть зачтена - 61.

 

Рейтинг по дисциплине в 1 семестре оценивается суммарно с учетом:

·        текущей успеваемости и 2-х итоговых контрольных работ, оценка которых

       проводится по среднему баллу.

 

Рейтинг по дисциплине во 2 семестре оценивается суммарно с учетом:

 

·        текущей успеваемости и  3-х итоговых контрольных работ, оценка которых

       проводится по среднему баллу.

 

 

Рейтинг   текущей успеваемости оценивается по среднему баллу с учетом выполнения самостоятельных работ в семестре.

 

Оценка текущей успеваемости студентов основана на использовании среднего балла в качестве характеристики текущей работы студента в семестре.

 

Методика подсчета среднего балла за семестр:

 

·        знания и работа студента на лабораторных занятиях оцениваются преподавателем по классической 5-бальной системе;

·        в конце каждого семестра производится централизованный подсчет среднего балла студента с переводом его в 100-бальную систему;

 

Таблица 1. Перевод среднего балла в 100-балльную систему

 

Средний балл по 5-балльной системе

 

балл по 100 бальной системе

 

средне балл по 5-балльной системе

 

балл по 100 бальной системе

 

средний балл по 5-балъной системе

 

Балл по 100бальной системе

 

5.0

100

4.0

81-82

2,9

57-60

4.9

98-99

3.9

80

2,8

53-56

4.8

96-97

3.8

79

2,7

49-52

4.7

94-95

3.7

78

2,6

45-48

4.6

92-93

3.6

77

2,5

41-44

4.5

91

3.5

76

2,4

36-40

4.4

89-90

3.4

73-74-75

2,3

31-35

4.3

87-88

3.3

70-71-72

2,2

21-30

4.2

85-86

3.2

67-68-69

2,1

11-20

4.1

83-84

3.1

64-65-66

2,0

0-10

 

 

3.0

61-62-63

 

 

 

Расчет рейтинга в 1 семестре  Рдс1 = балл за текущую работу в семестре ± бонусы - штрафы

 

Расчет рейтинга во 2  семестре Рдс2 = (балл за текущую работу в семестре ± бонусы – штрафы + балл, полученный на предэкзаменационном тестировании) /2

 

 

 

 

Предэкзаменационное тестирование проводится накануне экзамена, на зачетном занятии. Оценивается в баллах в соответствии с таблицей 2.

 

                          Таблица 2. Вариант оценки зачетного тестирования.

 

% выполнения задания

тестирования

 

Балл 100-балльной по системе

91-100

 

91-100

 

81-90

 

81-90

 

71-80

 

71-80

 

61-70

 

61-70

 

0-60

 

0

 

 

Ответ на экзамене оценивается в соответствии с «Критериями оценки ответа студента при 100-балльной системе»

 

 

Дисциплина заканчивается во втором семестре экзаменом.

 

Ответ на экзамене оценивается в соответствии с «Критериями оценки ответа студента при 100-балльной системе»

 

Оценка за экзамен

Балл по 100-балльной системе

5

91

4

81

3

71

Таблица 4. Перевод оценок переводника в баллы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.1

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТА СТУДЕНТА

ПРИ 100-БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

 

 

Характеристика ответа

Оценка ECTS

Баллы в БРС

Оцен-ка

Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, проявляющаяся в свободном оперировании понятиями, умении выделить существенные и несущественные его признаки, причинно-следственные связи. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ формулируется в терминах науки, изложен литературным языком, логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию студента.

А

100–96

5(5+)

Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа.

В

95–91

5

Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. В ответе допущены недочеты, исправленные студентом с помощью преподавателя.

С

90–86

4(4+)

Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты или незначительные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя.

 

 

С

85–81

4

Характеристика ответа

Оценка ECTS

Баллы в БРС

Оцен-ка

Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен в терминах науки. Однако допущены незначительные ошибки или недочеты, исправленные студентом с помощью «наводящих» вопросов преподавателя.

D

80–76

4(4-)

Дан полный, но недостаточно последовательный ответ на поставленный вопрос, но при этом показано умение выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Ответ логичен и изложен в терминах науки. Могут быть допущены 1–2 ошибки в определении основных понятий, которые студент затрудняется исправить самостоятельно.

Е

75–71

3(3+)

Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

Е

70–66

3

Дан неполный ответ, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения. Допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых понятий, теорий, явлений, вследствие непонимания студентом их существенных и несущественных признаков и связей. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

E

65–61

3(3-)

Дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

Fx

60–41

2

Не получены ответы по базовым вопросам дисциплины.

F

40–0

2

 

 

 

 

Итоговая оценка, которую преподаватель ставит в зачетную книжку, рассчитывается по формуле и переводится в 5-балльную в соответствии с таблицей 3.

 

Рд = (Рдс1 + Рдс2+балл за ответ на экзамене) /3

 

Если студент получает на экзамене неудовлетворительную оценку, то рейтинг по дисциплине в семестре равен Рд = Рэ.

 

Баллы при повторной сдаче экзамена - от 61 до 75 независимо от оценки.

 

 

 

 

 

Таблица 3. Итоговая оценка по дисциплине в семестре.

 

оценка по 5-балльной системе

 

оценка по 100-балльной системе

 

5.0 превосходно

 

96-100

 

5.0 отлично

 

91-95

 

4.0 хорошо

 

81-90

 

4.0 Хорошо с недочетами

 

76-80

 

3.0 удовлетворительно

 

61-75

 

2.0 неудовлетворительно

 

41-60

 

Неудовлетворительно 2.0 (необходимо повторное изучение)

 

0-40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В данной модели могут предусматриваться бонусы и штрафы.

 

Таблица 4.  Бонусы и штрафы по дисциплине в семестре.

 

Бонусы

Наименование

Баллы

Штрафы

Наименование

Баллы

 

НИРС

Учатие в СНО

1

Дисциплинарные

Пропуск без уважительной причины лекции

1

 

Выступление на конференции

1

 

Пропуск без уважительной причины  занятия

1

 

Опубликованы тезисы, статья

1-3

 

Систематические опоздание на лекцию

0,2

УИРС

Изготовление таблиц

0,5

 

Систематические опоздание на занятие

0,2

 

Выполнение реферата и выступление на семинаре

0,5

 

Сдача итоговой контрольной работы не в срок

 

0,5

 

Изготовление микро-и макропрепаратов

1-2

 

Выполнение самостоятельной работы не в срок

0,1-1 ,0

 

Разработка комьютерных программ

1-3

 

 

Причинение материального ущерба

Нарушение ТБ

1-2

 

Посещение электива по биологии

1

Поломка микроскопа

1-2

 

 

 

Разбит микропрепарат

1-2

 

 

 

Порча оборудования и имущества

 

1-2

 

 

 

 

          Исходя из Государственного образовательного Стандарта по специальностиМедицинская биохимия студенты медико-биологического факультета изучают биологию в 1, 2, 3 и 7 семестрах.

·        После 2 семестра студенты проходят учебно-биологическую практику  сдают экзамен. 

·        После 3 семестра студенты сдают экзамен.

·        В 7 семестре студенты посещают лекции и сдают зачет по предмету.

 

 

Нами предлагается следующая модель бально-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов медико-биологического факультета.

 

1. Рейтинг по дисциплине в семестре (Рд). Формируется на кафедре в соответствии с внутри кафедральным положением о рейтинге студента по дисциплине.

 

2.Максимальное количество баллов, которое может получить студент по дисциплине в семестре - 100.

 

3.Минимальное количество баллов, при котором дисциплина должна быть зачтена - 61.

 

Рейтинг по дисциплине в 1 семестре оценивается суммарно с учетом:

·        текущей успеваемости и 2-х итоговых контрольных работ, оценка которых проводится по среднему баллу.

 

Рейтинг по дисциплине во 2 семестре оценивается суммарно с учетом:

 

·        текущей успеваемости и  3-х итоговых контрольных работ, оценка которых проводится по среднему баллу.

 

Рейтинг по дисциплине в 3 семестре оценивается суммарно с учетом:

 

·        текущей успеваемости и  3-х итоговых контрольных работ, оценка которых проводится по среднему баллу.

 

Рейтинг по дисциплине в 7 семестре оценивается суммарно с учетом: посещения лекций, выполнения самостоятельных работ и выполнения итогового тестирования на зачетном занятии.

 

Рейтинг   текущей успеваемости оценивается по среднему баллу с учетом выполнения самостоятельных работ в семестре

 

Оценка текущей успеваемости студентов основана на использовании среднего балла в качестве характеристики текущей работы студента в семестре.

 

Методика подсчета среднего балла за семестр:

 

·        знания и работа студента на лабораторных занятиях оцениваются преподавателем по классической 5-бальной системе;

·        в конце каждого семестра производится централизованный подсчет среднего балла студента с переводом его в 100-бальную систему;

 

Таблица 5. Перевод среднего балла в 100-балльную систему

 

 

Средний балл по 5-балльной системе

 

балл по 100 бальной системе

 

средне балл по 5-балльной системе

 

балл по 100 бальной системе

 

средний балл по 5-балъной системе

 

Балл по 100бальной системе

 

5.0

100

4.0

81-82

2,9

57-60

4.9

98-99

3.9

80

2,8

53-56

4.8

96-97

3.8

79

2,7

49-52

4.7

94-95

3.7

78

2,6

45-48

4.6

92-93

3.6

77

2,5

41-44

4.5

91

3.5

76

2,4

36-40

4.4

89-90

3.4

73-74-75

2,3

31-35

4.3

87-88

3.3

70-71-72

2,2

21-30

4.2

85-86

3.2

67-68-69

2,1

11-20

4.1

83-84

3.1

64-65-66

2,0

0-10

 

 

3.0

61-62-63

 

 

 

Расчет рейтинга в 1 семестре  Рдс1 = балл за текущую работу в семестре ± бонусы - штрафы

 

Расчет рейтинга во 2  семестре Рдс2 = (балл за текущую работу в семестре ± бонусы – штрафы + балл, полученный на предэкзаменационном тестировании) /2

 

 

Предэкзаменационное тестирование проводится накануне экзамена, на зачетном занятии. Оценивается в баллах в соответствии с таблицей 6.

 

                          Таблица 6. Вариант оценки зачетного тестирования.

 

% выполнения задания

тестирования

 

Балл 100-балльной по системе

91-100

 

91-100

 

81-90

 

81-90

 

71-80

 

71-80

 

61-70

 

61-70

 

0-60

 

0

 

 

Ответ на экзамене оценивается в соответствии с «Критериями оценки ответа студента при 100-балльной системе».

 

Дисциплина заканчивается во втором семестре экзаменом. Итоговая оценка, которую преподаватель ставит в зачетную книжку, рассчитывается по формуле и переводится в 5-балльную в соответствии с таблицей 2.

 

Рд = (Рдс1 + Рдс2+балл за ответ на экзамене) /2

 

Если студент получает на экзамене неудовлетворительную оценку, то рейтинг по дисциплине в семестре равен Рд = Рэ.

 

Баллы при повторной сдаче экзамена - от 61 до 75 независимо от оценки.

 

 

В данной модели могут предусматриваться бонусы и штрафы (см. таблица 7)

 

Таблица 7.  Бонусы и штрафы по дисциплине в семестре.

 

Бонусы

Наименование

Баллы

Штрафы

Наименование

Баллы

 

НИРС

Участие в СНО

1

Дисциплинарные

Пропуск без уважительной причины лекции

1

 

Выступление на конференции

1

 

Пропуск без уважительной причины  занятия

1

 

Опубликованы тезиси, статья

1-3

 

Систематические опоздание на лекции

0,2

УИРС

Изготовление таблиц

0,5

 

Систематические опоздание на занятия

0,2

 

Выполнение реферата и выступление на семинаре

0,5

 

Сдача итоговой контрольной работы не в срок

 

0,5

 

Изготовление микро-и макропрепаратов

1-2

 

Выполнение самостоятельной работы не в срок

0,1-1 ,0

 

Разработка комьютерных программ

1-3

 

 

Причинение материального ущерба

Нарушение ТБ

1-2

 

Посещение электива по биологии

1

Поломка микроскопа

1-2

 

Проведение работы в виварии, участие в проведении экспериментов на животных

1

Разбит микропрепарат, нарушение техники микроскопирования.

1-2

 

 

 

Порча оборудования и имущества

 

1-2

 

 

 

 

Рд 1 = (Рдс1 + Рдс2 +Рэ1 + Рп) /4;  для студентов медико-биологического факультета после 2 семестра

 

o       Рд1 – рейтинг по дисциплине после 2 семестра;

o       Рдс1 – рейтинг по дисциплине за 1семестр;

o       Рдс2 – рейтинг по дисциплине за 2 семестр;

o       Рэ1 – рейтинг экзамена на 1 курсе

o       Рп – рейтинг по практике

 

Рпр - балл по производственной или учебной практике. Он рассчитывается в соответствии с Положением о производственной и учебной практике.

 

Рд 2 = (Рдс3+ Рэ2+ Рт) /3;  для студентов медико-биологического факультета после 3 семестра.

 

o        Рд2 – рейтинг по дисциплине после 3 семестра;

o       Рдс3 – рейтинг по дисциплине за 3 семестр;

o       Рт – предэкзаменационного тестирования

o       Рэ3 – рейтинг экзамена после 3 семестра

 

 

  Итоговый рейтинг дисциплины для студентов медико-биологического факультета  рассчитывается после 7 семестра

 

Рд  = 0,6 Рд1 +0,3 Рд2 +0,1 Рд7

 

 

o       Рд – рейтинг по дисциплине;

o       Рдс1 – рейтинг по дисциплине за 1 курс;

o       Рдс2 – рейтинг по дисциплине за 2 курс;

o       Рдс7 – рейтинг по дисциплине за 7 семестр;

 

 

o       В 7 семестре зачет выставляется по результатам зачетного тестирования, балл начисляется в соответствии с таблицей 6. Студенты, выполнившие тестирование меньше  60 баллов к зачету не допускаются.

 

 

 

 

 

 

Применение метода среднего балла
на примере 2 группы
I курса лечебного факультета 2005-2006 учебного года

 

Фамилия

Ср.балл 1

Рдс1

Ср.балл 2

Рдс2

Экзамен

Рэ

Рд

Оценка

Арутюнян Г.Г.

3.8

79

3.6

77

Отл.

95

74

 

Гелагаева К.Р.

3.6

77

3.1

65

Удовл.

68

87

 

Емельяненко В.Н.

4.8

96

4.5

90

Отл.

95

76

 

Исаенко Е.С.

4.5

90

4.6

92

Хор.

83

83

 

Нестеренко А.Н.

4.6

62

4.5

90

Хор.

83

86

 

Ноготков Д.А.

4.7

94

4.6

92

Отл.

95

71

 

Сапрыкина Н.А.

4.5

90

4.4

88

Хор.

83

84

 

Саяпина Ю.В.

4.3

87

4.3

87

Хор.

83

70

 

Сухов В.А.

4.0

82

3.1

65

Отл.

95

83

 

Тихонова Л.С.

3.5

76

3.8

79

Удовл.

68

62

 

Шиленко Е.Ю.

4.5

90

4.3

87

Хор.

83

78

 

Шпенева Ю.А.

4.0

82

3.5

76

Удовл.

68

66

 

 

 

Применение метода среднего балла
на примере 8 группы
I курса лечебного факультета 2005-2006 учебного года

 

Фамилия

Ср.балл 1

Рдс1

Ср.балл 2

Рдс2

Экзамен

Рэ

Рд

Оценка

Баева М.М.

3.8

79

3.5

76

Удовл.

68

74

Удов

Борискина Е.А.

4.6

92

3.8

79

Отл.

95

87

Хор

Гонтарёв С.В.

3.5

76

3.2

68

Хор.

83

76

Хор

Гунченко И.Б.

3.6

77

3.5

76

Отл.

95

83

Хор

Поликарова А.В.

4.1

83

3.8

79

Отл.

95

86

Хор

Сергеева Д.В.

4.1

83

3.0

62

Удовл.

68

71

Удов

Смирнова Г.А.

4.0

82

3.5

76

Отл.

95

84

Хор

Смотров К.М.

3.5

76

3.1

65

Удовл.

68

70

Удов

Соболев М.С.

4.3

87

3.8

79

Хор.

83

83

Хор

Тарасенко О.Н.

2.9

60

2.8

58

Удовл.

68

62

Удов

Филлипова А.В.

3.4

74

3.5

76

Хор.

83

78

Хор

Цымлова Е.Н.

3.2

68

3.0

62

Удовл.

68

66

Удов