ПОЛОЖЕНИЕ о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости на
кафедре биологии в Волгоградском
государственном медицинском
университете
Основные цели введения балльно-рейтинговой
системы:
- мотивация активной систематической
работы студентов в семестре;
- снижение роли необъективности при
сдаче экзамена;
- стимулирование состязательности в
учебе, заменяющее усреднение категории отличников, хорошистов, троечников и
т.д. оценкой реального места, которое занимает студент среди сокурсников в
соответствии со своими успехами;
- обеспечение участия ВолГМУ в Болонском процессе с целью
повышения академической мобильности обучающихся и обеспечение конкурентоспособности
его выпускников на международном рынке образовательных услуг.
Нами
предлагается следующая модель балльно-рейтинговой
системы оценки успеваемости студентов лечебного, педиатрического и стоматологического
факультета.
1. Рейтинг по дисциплине в семестре (Рд). Формируется на кафедре в
соответствии с внутри кафедральным положением о рейтинге студента по
дисциплине.
2.Максимальное количество баллов,
которое может получить студент по дисциплине в семестре - 100.
3.Минимальное количество баллов, при
котором дисциплина должна быть зачтена - 61.
Рейтинг по дисциплине в 1 семестре оценивается
суммарно с учетом:
·
текущей
успеваемости и 2-х итоговых контрольных работ, оценка которых
проводится по среднему баллу.
Рейтинг по дисциплине во 2 семестре
оценивается суммарно с учетом:
·
текущей
успеваемости и 3-х итоговых контрольных
работ, оценка которых
проводится по среднему баллу.
Рейтинг
текущей успеваемости оценивается по среднему баллу с учетом выполнения
самостоятельных работ в семестре.
Оценка
текущей успеваемости студентов основана на использовании среднего балла в качестве характеристики текущей работы студента в
семестре.
Методика подсчета среднего балла за
семестр:
·
знания и работа студента на лабораторных занятиях оцениваются
преподавателем по классической 5-бальной системе;
·
в конце каждого семестра производится централизованный подсчет
среднего балла студента с переводом его в 100-бальную систему;
Таблица 1. Перевод среднего балла в 100-балльную
систему
Средний
балл по 5-балльной системе |
балл по 100
бальной системе |
средне
балл по 5-балльной системе |
балл по 100
бальной системе |
средний
балл по 5-балъной системе |
Балл по
100бальной системе |
5.0 |
100 |
4.0 |
81-82 |
2,9 |
57-60 |
4.9 |
98-99 |
3.9 |
80 |
2,8 |
53-56 |
4.8 |
96-97 |
3.8 |
79 |
2,7 |
49-52 |
4.7 |
94-95 |
3.7 |
78 |
2,6 |
45-48 |
4.6 |
92-93 |
3.6 |
77 |
2,5 |
41-44 |
4.5 |
91 |
3.5 |
76 |
2,4 |
36-40 |
4.4 |
89-90 |
3.4 |
73-74-75 |
2,3 |
31-35 |
4.3 |
87-88 |
3.3 |
70-71-72 |
2,2 |
21-30 |
4.2 |
85-86 |
3.2 |
67-68-69 |
2,1 |
11-20 |
4.1 |
83-84 |
3.1 |
64-65-66 |
2,0 |
0-10 |
|
|
3.0 |
61-62-63 |
|
|
Расчет
рейтинга в 1 семестре Рдс1 = балл за
текущую работу в семестре ± бонусы - штрафы
Расчет
рейтинга во 2 семестре Рдс2 = (балл за
текущую работу в семестре ± бонусы – штрафы + балл, полученный на
предэкзаменационном тестировании) /2
Предэкзаменационное тестирование проводится
накануне экзамена, на зачетном занятии. Оценивается в баллах в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2. Вариант оценки зачетного
тестирования.
%
выполнения задания тестирования |
Балл
100-балльной по системе |
91-100 |
91-100 |
81-90 |
81-90 |
71-80 |
71-80 |
61-70 |
61-70 |
0-60 |
0 |
Ответ на экзамене оценивается в соответствии с
«Критериями оценки ответа студента при 100-балльной системе»
Дисциплина заканчивается во втором
семестре экзаменом.
Ответ на
экзамене оценивается в соответствии с «Критериями оценки ответа студента при 100-балльной
системе»
Оценка за
экзамен |
Балл по
100-балльной системе |
5 |
91 |
4 |
81 |
3 |
71 |
Таблица 4.
Перевод оценок переводника в баллы.
Приложение
1.1
КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ ОТВЕТА СТУДЕНТА
ПРИ
100-БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Характеристика
ответа |
Оценка ECTS |
Баллы в БРС |
Оцен-ка |
||
Дан полный,
развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний
об объекте, проявляющаяся в свободном оперировании понятиями, умении выделить
существенные и несущественные его признаки, причинно-следственные связи.
Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной
науки и междисциплинарных связей. Ответ формулируется в терминах науки,
изложен литературным языком, логичен, доказателен, демонстрирует авторскую
позицию студента. |
А |
100–96 |
5(5+) |
||
Дан полный,
развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний
об объекте, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе
прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая
сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание об объекте
демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных
связей. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть
допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом
самостоятельно в процессе ответа. |
В |
95–91 |
5 |
||
Дан полный,
развернутый ответ на поставленный вопрос, доказательно раскрыты основные положения
темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая
последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий,
явлений. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. В ответе
допущены недочеты, исправленные студентом с помощью преподавателя. |
С |
90–86 |
4(4+) |
||
Дан полный,
развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные
и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован,
логичен, изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены
недочеты или незначительные ошибки, исправленные студентом с помощью
преподавателя. |
С |
85–81 |
4 |
||
Характеристика
ответа |
Оценка ECTS |
Баллы в БРС |
Оцен-ка |
||
Дан полный,
развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные
и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко
структурирован, логичен, изложен в терминах науки. Однако допущены
незначительные ошибки или недочеты, исправленные студентом с помощью
«наводящих» вопросов преподавателя. |
D |
80–76 |
4(4-) |
||
Дан полный,
но недостаточно последовательный ответ на поставленный вопрос, но при этом показано
умение выделить существенные и несущественные признаки и
причинно-следственные связи. Ответ логичен и изложен в терминах науки. Могут
быть допущены 1–2 ошибки в определении основных понятий, которые студент
затрудняется исправить самостоятельно. |
Е |
75–71 |
3(3+) |
||
Дан
недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и
последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии
понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить
существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент
может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные
положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует
поправок, коррекции. |
Е |
70–66 |
3 |
||
Дан
неполный ответ, логика и последовательность изложения имеют существенные
нарушения. Допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых
понятий, теорий, явлений, вследствие непонимания студентом их существенных и
несущественных признаков и связей. В ответе отсутствуют выводы. Умение
раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний не показано. Речевое
оформление требует поправок, коррекции. |
E |
65–61 |
3(3-) |
||
Дан
неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с
существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность,
нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории,
явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и
доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие
вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на
поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины. |
Fx |
60–41 |
2 |
||
Не получены
ответы по базовым вопросам дисциплины. |
F |
40–0 |
2 |
||
Итоговая
оценка, которую преподаватель ставит в зачетную книжку, рассчитывается по
формуле и переводится в 5-балльную в соответствии с таблицей 3.
Рд = (Рдс1 + Рдс2+балл за ответ на
экзамене) /3
Если студент
получает на экзамене неудовлетворительную оценку, то рейтинг по дисциплине в
семестре равен Рд = Рэ.
Баллы при
повторной сдаче экзамена - от 61 до 75
независимо от оценки.
Таблица 3. Итоговая оценка по дисциплине в семестре.
оценка по
5-балльной системе |
оценка по
100-балльной системе |
5.0 превосходно |
96-100 |
5.0 отлично |
91-95 |
4.0 хорошо |
81-90 |
4.0 Хорошо с недочетами |
76-80 |
3.0 удовлетворительно |
61-75 |
2.0 неудовлетворительно |
41-60 |
Неудовлетворительно
2.0 (необходимо повторное изучение) |
0-40 |
В данной
модели могут предусматриваться бонусы и штрафы.
Таблица
4. Бонусы и штрафы по дисциплине в
семестре.
Бонусы |
Наименование
|
Баллы |
Штрафы |
Наименование
|
Баллы |
|
НИРС |
Учатие в СНО |
1 |
Дисциплинарные |
Пропуск без
уважительной причины лекции |
1 |
|
|
Выступление
на конференции |
1 |
|
Пропуск без
уважительной причины занятия |
1 |
|
|
Опубликованы
тезисы, статья |
1-3 |
|
Систематические
опоздание на лекцию |
0,2 |
|
УИРС |
Изготовление
таблиц |
0,5 |
|
Систематические
опоздание на занятие |
0,2 |
|
|
Выполнение
реферата и выступление на семинаре |
0,5 |
|
Сдача
итоговой контрольной работы не в срок |
0,5 |
|
|
Изготовление
микро-и макропрепаратов |
1-2 |
|
Выполнение
самостоятельной работы не в срок |
0,1-1 ,0 |
|
|
Разработка комьютерных программ |
1-3 |
Причинение материального ущерба |
Нарушение
ТБ |
1-2 |
|
|
Посещение электива по биологии |
1 |
Поломка
микроскопа |
1-2 |
||
|
|
|
Разбит микропрепарат |
1-2 |
||
|
|
|
||||
Порча
оборудования и имущества |
1-2 |
Исходя
из Государственного образовательного Стандарта по специальностиМедицинская биохимия студенты медико-биологического факультета изучают биологию в
1, 2, 3 и 7 семестрах.
·
После 2 семестра студенты проходят учебно-биологическую
практику сдают экзамен.
·
После 3 семестра студенты сдают экзамен.
·
В 7 семестре студенты посещают лекции и сдают зачет по предмету.
Нами
предлагается следующая модель бально-рейтинговой
системы оценки успеваемости студентов медико-биологического факультета.
1. Рейтинг по дисциплине в семестре (Рд). Формируется на кафедре в
соответствии с внутри кафедральным положением о рейтинге студента по
дисциплине.
2.Максимальное количество баллов,
которое может получить студент по дисциплине в семестре - 100.
3.Минимальное количество баллов, при
котором дисциплина должна быть зачтена - 61.
Рейтинг по дисциплине в 1 семестре
оценивается суммарно с учетом:
·
текущей
успеваемости и 2-х итоговых контрольных работ, оценка которых проводится по
среднему баллу.
Рейтинг по дисциплине во 2 семестре
оценивается суммарно с учетом:
·
текущей
успеваемости и 3-х итоговых контрольных
работ, оценка которых проводится по среднему баллу.
Рейтинг по дисциплине в 3 семестре
оценивается суммарно с учетом:
·
текущей
успеваемости и 3-х итоговых контрольных
работ, оценка которых проводится по среднему баллу.
Рейтинг по дисциплине в 7 семестре
оценивается суммарно с учетом: посещения лекций, выполнения самостоятельных
работ и выполнения итогового тестирования на зачетном занятии.
Рейтинг текущей успеваемости оценивается по среднему
баллу с учетом выполнения самостоятельных работ в семестре
Оценка
текущей успеваемости студентов основана на использовании среднего балла в качестве характеристики текущей работы студента в
семестре.
Методика подсчета среднего балла за
семестр:
·
знания и работа студента на лабораторных занятиях оцениваются
преподавателем по классической 5-бальной системе;
·
в конце каждого семестра производится централизованный подсчет
среднего балла студента с переводом его в 100-бальную систему;
Таблица 5. Перевод среднего балла в 100-балльную
систему
Средний
балл по 5-балльной системе |
балл по 100
бальной системе |
средне
балл по 5-балльной системе |
балл по 100
бальной системе |
средний
балл по 5-балъной системе |
Балл по
100бальной системе |
5.0 |
100 |
4.0 |
81-82 |
2,9 |
57-60 |
4.9 |
98-99 |
3.9 |
80 |
2,8 |
53-56 |
4.8 |
96-97 |
3.8 |
79 |
2,7 |
49-52 |
4.7 |
94-95 |
3.7 |
78 |
2,6 |
45-48 |
4.6 |
92-93 |
3.6 |
77 |
2,5 |
41-44 |
4.5 |
91 |
3.5 |
76 |
2,4 |
36-40 |
4.4 |
89-90 |
3.4 |
73-74-75 |
2,3 |
31-35 |
4.3 |
87-88 |
3.3 |
70-71-72 |
2,2 |
21-30 |
4.2 |
85-86 |
3.2 |
67-68-69 |
2,1 |
11-20 |
4.1 |
83-84 |
3.1 |
64-65-66 |
2,0 |
0-10 |
|
|
3.0 |
61-62-63 |
|
|
Расчет
рейтинга в 1 семестре Рдс1 = балл за
текущую работу в семестре ± бонусы - штрафы
Расчет
рейтинга во 2 семестре Рдс2 = (балл за
текущую работу в семестре ± бонусы – штрафы + балл, полученный на
предэкзаменационном тестировании) /2
Предэкзаменационное тестирование проводится
накануне экзамена, на зачетном занятии. Оценивается в баллах в соответствии с таблицей 6.
Таблица 6. Вариант оценки зачетного тестирования.
%
выполнения задания тестирования |
Балл
100-балльной по системе |
91-100 |
91-100 |
81-90 |
81-90 |
71-80 |
71-80 |
61-70 |
61-70 |
0-60 |
0 |
Ответ на экзамене оценивается в соответствии с
«Критериями оценки ответа студента при 100-балльной системе».
Дисциплина
заканчивается во втором семестре экзаменом. Итоговая оценка, которую
преподаватель ставит в зачетную книжку, рассчитывается по формуле и переводится
в 5-балльную в соответствии с таблицей 2.
Рд = (Рдс1 + Рдс2+балл за ответ на
экзамене) /2
Если студент
получает на экзамене неудовлетворительную оценку, то рейтинг по дисциплине в
семестре равен Рд = Рэ.
Баллы при
повторной сдаче экзамена - от 61 до 75
независимо от оценки.
В данной
модели могут предусматриваться бонусы и штрафы (см. таблица 7)
Таблица
7. Бонусы и штрафы по дисциплине в
семестре.
Бонусы |
Наименование
|
Баллы |
Штрафы |
Наименование
|
Баллы |
|
НИРС |
Участие в
СНО |
1 |
Дисциплинарные |
Пропуск без
уважительной причины лекции |
1 |
|
|
Выступление
на конференции |
1 |
|
Пропуск без
уважительной причины занятия |
1 |
|
|
Опубликованы
тезиси, статья |
1-3 |
|
Систематические
опоздание на лекции |
0,2 |
|
УИРС |
Изготовление
таблиц |
0,5 |
|
Систематические
опоздание на занятия |
0,2 |
|
|
Выполнение
реферата и выступление на семинаре |
0,5 |
|
Сдача
итоговой контрольной работы не в срок |
0,5 |
|
|
Изготовление
микро-и макропрепаратов |
1-2 |
|
Выполнение
самостоятельной работы не в срок |
0,1-1 ,0 |
|
|
Разработка комьютерных программ |
1-3 |
Причинение материального ущерба |
Нарушение
ТБ |
1-2 |
|
|
Посещение электива по биологии |
1 |
Поломка
микроскопа |
1-2 |
||
|
Проведение
работы в виварии, участие в проведении экспериментов на животных |
1 |
Разбит микропрепарат,
нарушение техники микроскопирования. |
1-2 |
||
|
|
|
||||
Порча
оборудования и имущества |
1-2 |
Рд
1 = (Рдс1 + Рдс2 +Рэ1 + Рп) /4; для студентов медико-биологического
факультета после 2 семестра
o
Рд1 – рейтинг
по дисциплине после 2 семестра;
o
Рдс1 –
рейтинг по дисциплине за 1семестр;
o
Рдс2 –
рейтинг по дисциплине за 2 семестр;
o
Рэ1 – рейтинг
экзамена на 1 курсе
o
Рп – рейтинг по практике
Рпр - балл по
производственной или учебной практике. Он рассчитывается в соответствии с
Положением о производственной и учебной практике.
Рд 2 = (Рдс3+ Рэ2+ Рт)
/3; для студентов медико-биологического
факультета после 3 семестра.
o
Рд2 – рейтинг по дисциплине после 3 семестра;
o
Рдс3 –
рейтинг по дисциплине за 3 семестр;
o
Рт – предэкзаменационного тестирования
o
Рэ3 – рейтинг
экзамена после 3 семестра
Итоговый рейтинг дисциплины для студентов медико-биологического
факультета рассчитывается после 7
семестра
Рд
= 0,6 Рд1 +0,3 Рд2 +0,1 Рд7
o
Рд – рейтинг по дисциплине;
o
Рдс1 –
рейтинг по дисциплине за 1 курс;
o
Рдс2 –
рейтинг по дисциплине за 2 курс;
o
Рдс7 –
рейтинг по дисциплине за 7 семестр;
o
В 7 семестре зачет выставляется по результатам зачетного
тестирования, балл начисляется в соответствии с таблицей 6. Студенты, выполнившие
тестирование меньше 60 баллов к зачету
не допускаются.
Применение
метода среднего балла
на примере 2 группы I курса
лечебного факультета 2005-2006 учебного года
Фамилия |
Ср.балл 1 |
Рдс1 |
Ср.балл 2 |
Рдс2 |
Экзамен |
Рэ |
Рд |
Оценка |
Арутюнян Г.Г. |
3.8 |
79 |
3.6 |
77 |
Отл. |
95 |
74 |
|
Гелагаева К.Р. |
3.6 |
77 |
3.1 |
65 |
Удовл. |
68 |
87 |
|
Емельяненко В.Н. |
4.8 |
96 |
4.5 |
90 |
Отл. |
95 |
76 |
|
Исаенко Е.С. |
4.5 |
90 |
4.6 |
92 |
Хор. |
83 |
83 |
|
Нестеренко А.Н. |
4.6 |
62 |
4.5 |
90 |
Хор. |
83 |
86 |
|
Ноготков Д.А. |
4.7 |
94 |
4.6 |
92 |
Отл. |
95 |
71 |
|
Сапрыкина Н.А. |
4.5 |
90 |
4.4 |
88 |
Хор. |
83 |
84 |
|
Саяпина Ю.В. |
4.3 |
87 |
4.3 |
87 |
Хор. |
83 |
70 |
|
Сухов В.А. |
4.0 |
82 |
3.1 |
65 |
Отл. |
95 |
83 |
|
Тихонова Л.С. |
3.5 |
76 |
3.8 |
79 |
Удовл. |
68 |
62 |
|
Шиленко Е.Ю. |
4.5 |
90 |
4.3 |
87 |
Хор. |
83 |
78 |
|
Шпенева Ю.А. |
4.0 |
82 |
3.5 |
76 |
Удовл. |
68 |
66 |
|
Применение
метода среднего балла
на примере 8 группы I курса
лечебного факультета 2005-2006 учебного года
Фамилия |
Ср.балл 1 |
Рдс1 |
Ср.балл 2 |
Рдс2 |
Экзамен |
Рэ |
Рд |
Оценка |
Баева М.М. |
3.8 |
79 |
3.5 |
76 |
Удовл. |
68 |
74 |
Удов |
Борискина Е.А. |
4.6 |
92 |
3.8 |
79 |
Отл. |
95 |
87 |
Хор |
Гонтарёв С.В. |
3.5 |
76 |
3.2 |
68 |
Хор. |
83 |
76 |
Хор |
Гунченко И.Б. |
3.6 |
77 |
3.5 |
76 |
Отл. |
95 |
83 |
Хор |
Поликарова А.В. |
4.1 |
83 |
3.8 |
79 |
Отл. |
95 |
86 |
Хор |
Сергеева Д.В. |
4.1 |
83 |
3.0 |
62 |
Удовл. |
68 |
71 |
Удов |
Смирнова Г.А. |
4.0 |
82 |
3.5 |
76 |
Отл. |
95 |
84 |
Хор |
Смотров К.М. |
3.5 |
76 |
3.1 |
65 |
Удовл. |
68 |
70 |
Удов |
Соболев М.С. |
4.3 |
87 |
3.8 |
79 |
Хор. |
83 |
83 |
Хор |
Тарасенко О.Н. |
2.9 |
60 |
2.8 |
58 |
Удовл. |
68 |
62 |
Удов |
Филлипова А.В. |
3.4 |
74 |
3.5 |
76 |
Хор. |
83 |
78 |
Хор |
Цымлова Е.Н. |
3.2 |
68 |
3.0 |
62 |
Удовл. |
68 |
66 |
Удов |