Календарно-тематический план самостоятельной работы

студентов 2-го курса 1 – го года обучения

 отделения «Сестринское дело»

по предмету «Медицинская генетика»

на 2008-2009 учебный год.

 

 

Дата

сдачи работы

Тема практических занятий

Количество часов

 

 

 

 

 

3-я учебная неделя

 

I. Цитологические основы наследственности.

 1. Клетка – элементарная единица наследственности:

  • Особенности строения прокариотической клетки;
  • Особенности строения эукариотической клетки;
  • Функциональная организация наследственного материала эукариот.

2.  Жизненный цикл клетки:

  • Понятие о клеточном цикле и его периодах;
  • Биологическая сущность митоза и его роль в наследственных процессах;
  • Механизмы и стадии митоза;
  • Причины, механизмы и последствия нарушений митотического деления клеток;
  • Понятие о хромосомных абберациях и механизмах их возникновения.

 

 

 

 

 

 

 

3

часа

 

 

 

 

 

4-я учебная неделя

 

 

II. Размножение и гаметогенез – процессы неразрывно связанные с наследованием признаков:

  • Размножение и его виды;
  • Особенности репродукции человека;
  • Сперматогенез;
  • Оогенез;
  • Особенности строения женских и мужских гамет;
  • Биологическая сущность мейоза и его роль в наследственных процессах;
  • Механизмы и стадии мейоза, особенности у человека;
  • Причины, механизмы и последствия нарушений мейотического деления клеток;
  • Понятие о  геномных и хромосомных мутациях и механизмах их возникновения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

часа

6-я учебная неделя

 

III. Генные наследственные болезни человека.

 

Необходимо составить описание истории больных, согласно приведенной ниже схеме, по ОДНОМУ (на выбор) виду патологии из списка следующих наследственных заболеваний:

 

v     Синдром Марфана;

v     Нейрофиброматоз;

v     Фенилкетонурия;

v     Псевдогипертофическая мышечная дистрофия Дюшена;

v     Синдром Леша-Нихана;

v     Болезнь Штейнерта (миотоническая дистрофия);

v     Синдром Элерса-Данло;

v     Муковисцидоз;

v     Адреногенитальный синдром;

v     Синдром Мартина-Белла (синдром умственной отсталости  с ломкой Х-хромосомой);

v     Ахондроплазия;

v     Хорея Гентингтона;

v     Болезнь Альцгеймера;

v     Серповидно-клеточная анемия;

v     Талассемия.

 

Схема описания больного с наследственной патологией

 

  1. Причина обращения в медико-генетическую консультацию
  2. Семейный анамнез (генеалогический метод).
  3. Анамнез жизни (сбор сведений об условиях жизни, месте работы, вредных привычках и т.д.).
  4. Объективно:

1)      Результаты фенотипического анализа.

2)      Результаты дерматоглифического исследования.

                  3)  Результаты биохимических исследований.         

                  4)  Специальные дополнительные методы исследования  (пренатальная диагностика, рентген и др.).

  5. Заключение:

1)      Диагноз.

2)      Прогноз.

3)      Совет семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7-я учебная неделя

 

 

IV. Хромосомные наследственные болезни человека.

 

Необходимо составить описание истории больных, согласно приведенной ниже схеме, по ОДНОМУ (на выбор) виду патологии из  списка следующих наследственных заболеваний:

 

v     Синдром Дауна;

v     Синдром Патау;

v     Синдром Эдвардса;

v     Трисомия 8;

v     Синдром трипло-Х (47,ХХХ);

v     Синдром Клайнфельтера;

v     Синдром дисомии по Y-хромосоме (47,XYY);

v     Синдром Шерешевского-Тернера;

v     Синдром «Кошачьего крика»;

v     Синдром Вольфа-Хиршхорна;

v     Синдром частичной трисомии по короткому плечу хромосомы 9 (9p+);

v     Синдром Беквита-Видемана;

v     Синдром Прайдера-Вилли;

v     Синдром Ангельмана;

v     Синдром Лангера-Гидеона;

v     Синдром ДиДжорджи.

 

Схема описания больного с наследственной патологией

 

  1. Причина обращения в медико-генетическую консультацию
  2. Семейный анамнез (генеалогический метод).
  3. Анамнез жизни (сбор сведений об условиях жизни, месте работы, вредных привычках и т.д.).
  4. Объективно:

1)      Результаты фенотипического анализа.

2)      Результаты дерматоглифического исследования.

3)      Результаты цитогенетических исследований:

·         Тест на половой хроматин;

·         Кариограмма;

·         Диффиринциальная окраска хромосом.

4)      Специальные дополнительные методы исследования (пренатальная диагностика, рентген и др.).

  5. Заключение:

1)      Диагноз.

2)      Прогноз.

3)      Совет семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

часа

Список литературы.

 

Основная литература

 

 

Дополнительная литература

 Козлова С.И., Демикова Н.С., Блинникова О.Е. – М.: Пактика,1996.