ПОЛОЖЕНИЕ о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости на кафедре биологии в Волгоградском государственном медицинском университете |
Основные цели введения балльно-рейтинговой системы:
- мотивация активной систематической работы студентов в семестре;
- снижение роли необъективности при сдаче экзамена;
- стимулирование состязательности в учебе, заменяющее усреднение категории отличников, хорошистов, троечников и т.д. оценкой реального места, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами;
- обеспечение участия ВолГМУ в Болонском процессе с целью повышения академической мобильности обучающихся и обеспечение конкурентоспособности его выпускников на международном рынке образовательных услуг.
Нами предлагается следующая модель балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультета.
1. Рейтинг по дисциплине в семестре (Рд). Формируется на кафедре в соответствии с внутри кафедральным положением о рейтинге студента по дисциплине.
2.Максимальное количество баллов, которое может получить студент по дисциплине в семестре - 100.
3.Минимальное количество баллов, при котором дисциплина должна быть зачтена - 61.
Рейтинг по дисциплине в 1 семестре оценивается суммарно с учетом:
текущей успеваемости и 2-х итоговых контрольных работ, оценка которых проводится по среднему баллу.
Рейтинг по дисциплине во 2 семестре оценивается суммарно с учетом:
текущей успеваемости и 3-х итоговых контрольных работ, оценка которых проводится по среднему баллу.
Рейтинг текущей успеваемости оценивается по среднему баллу с учетом выполнения самостоятельных работ в семестре.
Оценка текущей успеваемости студентов основана на использовании среднего балла в качестве характеристики текущей работы студента в семестре.
Методика подсчета среднего балла за семестр:
· знания и работа студента на лабораторных занятиях оцениваются преподавателем по классической 5-бальной системе;
· в конце каждого семестра производится централизованный подсчет среднего балла студента с переводом его в 100-бальную систему;
Таблица 1. Перевод среднего балла в 100-балльную систему
Средний балл по 5-балльной системе
|
балл по 100 бальной системе
|
средний балл по 5-балльной системе
|
балл по 100 бальной системе
|
средний балл по 5-балъной системе
|
Балл по 100бальной системе
|
5.0 |
100 |
4.0 |
81-82 |
2,9 |
57-60 |
4.9 |
96-99 |
3.9 |
80 |
2,8 |
53-56 |
4.8 |
96-97 |
3.8 |
79 |
2,7 |
49-2 |
4.7 |
94.95 |
3.7 |
78 |
2,6 |
45-48 |
4.6 |
92-93 |
3.6 |
77 |
2,5 |
41-14 |
4.5 |
91 |
3.5 |
76 |
2,4 |
3640 |
4.4 |
89-90 |
3.4 |
73-74-75 |
2,3 |
31-35 |
4.3 |
87-88 |
3.3 |
70-71-72 |
2,2 |
21-30 |
4.2 |
85-86 |
3.2 |
67-68-69 |
2,1 |
11-20 |
4.1 |
83-84 |
3.1 |
6-65-66 |
2,0 |
0-10 |
|
|
3.0 |
61-62-63 |
|
|
Расчет рейтинга в 1 семестре Рдс1 = балл за текущую работу в семестре ± бонусы - штрафы
Расчет рейтинга во 2 семестре Рдс2 = (балл за текущую работу в семестре ± бонусы – штрафы + балл, полученный на предэкзаменационном тестировании) /2
Предэкзаменационное тестирование проводится накануне экзамена, на зачетном занятии. Оценивается в баллах в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2. Вариант оценки зачетного тестирования.
% выполнения задания тестирования
|
Балл 100-балльной по системе |
91-100
|
91-100
|
81-90
|
81-90
|
71-80
|
71-80
|
61-70
|
61-70
|
0-60
|
0 |
Ответ на экзамене оценивается в соответствии с «Критериями оценки ответа студента при 100-балльной системе»
Дисциплина заканчивается во втором семестре экзаменом.
Итоговая оценка, которую преподаватель ставит в зачетную книжку, рассчитывается по формуле и переводится в 5-балльную в соответствии с таблицей 3.
Рд = (Рдс1 + Рдс2+балл за ответ на экзамене) /2
Если студент получает на экзамене неудовлетворительную оценку, то рейтинг по дисциплине в семестре равен Рд = Рэ.
Баллы при повторной сдаче экзамена - от 61 до 75 независимо от оценки.
Таблица 3. Итоговая оценка по дисциплине в семестре.
оценка по 5-балльной системе
|
оценка по 100-балльной системе
|
5.0 превосходно
|
96-100
|
5.0 отлично
|
91-95
|
4.0 хорошо
|
81-90
|
4.0 Хорошо с недочетами
|
76-80
|
3.0 удовлетворительно
|
61-75
|
2.0 неудовлетворительно
|
41-60
|
Неудовлетворительно 2.0 (необходимо повторное изучение)
|
0-40
|
В данной модели могут предусматриваться бонусы и штрафы.
Таблица 4. Бонусы и штрафы по дисциплине в семестре.
Бонусы |
Наименование |
Баллы |
Штрафы |
Наименование |
Баллы
|
|
НИРС |
Участие в СНО |
1 |
Дисциплинарные |
Пропуск без уважительной причины лекции |
1 |
|
|
Выступление на конференции |
1 |
|
Пропуск без уважительной причины занятия |
1 |
|
|
Опубликованы тезисы, статья |
1-3 |
|
Систематические опоздание на лекцию |
0,2 |
|
УИРС |
Изготовление таблиц |
0,5 |
|
Систематические опоздание на занятие |
0,2 |
|
|
Выполнение реферата и выступление на семинаре |
0,5 |
|
Сдача итоговой контрольной работы не в срок
|
0,5 |
|
|
Изготовление микро-и макропрепаратов |
1-2 |
|
Выполнение самостоятельной работы не в срок |
0,1-1 ,0 |
|
|
Разработка компьютерных программ |
1-3 |
Причинение материального ущерба |
Нарушение ТБ |
1-2 |
|
|
Посещение электива по биологии |
1 |
Поломка микроскопа |
1-2 |
||
|
|
|
Разбит микропрепарат |
1-2 |
||
|
|
|
||||
Порча оборудования и имущества
|
1-2 |
Исходя из Государственного образовательного Стандарта по специальности 040800 – Медицинская биохимия студенты медико-биологического факультета изучают биологию в 1, 2, 3 и 7 семестрах.
· После 2 семестра студенты проходят учебно-биологическую практику сдают экзамен.
· После 3 семестра студенты сдают экзамен.
· В 7 семестре студенты посещают лекции и сдают зачет по предмету.
Нами предлагается следующая модель бально-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов медико-биологического факультета.
1. Рейтинг по дисциплине в семестре (Рд). Формируется на кафедре в соответствии с внутри кафедральным положением о рейтинге студента по дисциплине.
2.Максимальное количество баллов, которое может получить студент по дисциплине в семестре - 100.
3.Минимальное количество баллов, при котором дисциплина должна быть зачтена - 61.
Рейтинг по дисциплине в 1 семестре оценивается суммарно с учетом:
· текущей успеваемости и 2-х итоговых контрольных работ, оценка которых проводится по среднему баллу.
Рейтинг по дисциплине во 2 семестре оценивается суммарно с учетом:
· текущей успеваемости и 3-х итоговых контрольных работ, оценка которых проводится по среднему баллу.
Рейтинг по дисциплине в 3 семестре оценивается суммарно с учетом:
· текущей успеваемости и 3-х итоговых контрольных работ, оценка которых проводится по среднему баллу.
Рейтинг по дисциплине в 7 семестре оценивается суммарно с учетом: посещения лекций, выполнения самостоятельных работ и выполнения итогового тестирования на зачетном занятии.
Рейтинг текущей успеваемости оценивается по среднему баллу с учетом выполнения самостоятельных работ в семестре
Оценка текущей успеваемости студентов основана на использовании среднего балла в качестве характеристики текущей работы студента в семестре.
Методика подсчета среднего балла за семестр:
· знания и работа студента на лабораторных занятиях оцениваются преподавателем по классической 5-бальной системе;
· в конце каждого семестра производится централизованный подсчет среднего балла студента с переводом его в 100-бальную систему;
Таблица 5. Перевод среднего балла в 100-балльную систему
Средний балл по 5-балльной системе
|
балл по 100 бальной системе
|
средний балл по 5-балльной системе
|
балл по 100 бальной системе
|
средний балл по 5-балъной системе
|
Балл по 100бальной системе
|
5.0 |
100 |
4.0 |
81-82 |
2,9 |
57-60 |
4.9 |
96-99 |
3.9 |
80 |
2,8 |
53-56 |
4.8 |
96-97 |
3.8 |
79 |
2,7 |
49-2 |
4.7 |
94.95 |
3.7 |
78 |
2,6 |
45-48 |
4.6 |
92-93 |
3.6 |
77 |
2,5 |
41-14 |
4.5 |
91 |
3.5 |
76 |
2,4 |
3640 |
4.4 |
89-90 |
3.4 |
73-74-75 |
2,3 |
31-35 |
4.3 |
87-88 |
3.3 |
70-71-72 |
2,2 |
21-30 |
4.2 |
85-86 |
3.2 |
67-68-69 |
2,1 |
11-20 |
4.1 |
83-84 |
3.1 |
6-65-66 |
2,0 |
0-10 |
|
|
3.0 |
61-62-63 |
|
|
Расчет рейтинга в 1 семестре Рдс1 = балл за текущую работу в семестре ± бонусы - штрафы
Расчет рейтинга во 2 семестре Рдс2 = (балл за текущую работу в семестре ± бонусы – штрафы + балл, полученный на предэкзаменационном тестировании) /2
Предэкзаменационное тестирование проводится накануне экзамена, на зачетном занятии. Оценивается в баллах в соответствии с таблицей 6.
Таблица 6. Вариант оценки зачетного тестирования.
% выполнения задания тестирования
|
Балл 100-балльной по системе |
91-100
|
91-100
|
81-90
|
81-90
|
71-80
|
71-80
|
61-70
|
61-70
|
0-60
|
0 |
Ответ на экзамене оценивается в соответствии с «Критериями оценки ответа студента при 100-балльной системе».
Дисциплина заканчивается во втором семестре экзаменом. Итоговая оценка, которую преподаватель ставит в зачетную книжку, рассчитывается по формуле и переводится в 5-балльную в соответствии с таблицей 2.
Рд = (Рдс1 + Рдс2+балл за ответ на экзамене) /2
Если студент получает на экзамене неудовлетворительную оценку, то рейтинг по дисциплине в семестре равен Рд = Рэ.
Баллы при повторной сдаче экзамена - от 61 до 75 независимо от оценки.
В данной модели могут предусматриваться бонусы и штрафы (см. таблица 7)
Таблица 7. Бонусы и штрафы по дисциплине в семестре.
Бонусы |
Наименование |
Баллы |
Штрафы |
Наименование |
Баллы
|
|
НИРС |
Участие в СНО |
1 |
Дисциплинарные |
Пропуск без уважительной причины лекции |
1 |
|
|
Выступление на конференции |
1 |
|
Пропуск без уважительной причины занятия |
1 |
|
|
Опубликованы тезисы, статья |
1-3 |
|
Систематические опоздание на лекции |
0,2 |
|
УИРС |
Изготовление таблиц |
0,5 |
|
Систематические опоздание на занятия |
0,2 |
|
|
Выполнение реферата и выступление на семинаре |
0,5 |
|
Сдача итоговой контрольной работы не в срок
|
0,5 |
|
|
Изготовление микро-и макропрепаратов |
1-2 |
|
Выполнение самостоятельной работы не в срок |
0,1-1 ,0 |
|
|
Разработка компьютерных программ |
1-3 |
Причинение материального ущерба |
Нарушение ТБ |
1-2 |
|
|
Посещение электива по биологии |
1 |
Поломка микроскопа |
1-2 |
||
|
Проведение работы в виварии, участие в проведении экспериментов на животных |
1 |
Разбит микропрепарат, нарушение техники микроскопирования. |
1-2 |
||
|
|
|
||||
Порча оборудования и имущества
|
1-2 |
Рд 1 = (Рдс1 + Рдс2 +Рэ1 + Рп) /4; для студентов медико-биологического факультета после 2 семестра
o Рд1 – рейтинг по дисциплине после 2 семестра;
o Рдс1 – рейтинг по дисциплине за 1семестр;
o Рдс2 – рейтинг по дисциплине за 2 семестр;
o Рэ1 – рейтинг экзамена на 1 курсе
o Рп – рейтинг по практике
Рпр - балл по производственной или учебной практике. Он рассчитывается в соответствии с Положением о производственной и учебной практике.
Рд 2 = (Рдс3+ Рэ2+ Рт) /3; для студентов медико-биологического факультета после 3 семестра.
o Рд2 – рейтинг по дисциплине после 3 семестра;
o Рдс3 – рейтинг по дисциплине за 3 семестр;
o Рт – предэкзаменационного тестирования
o Рэ3 – рейтинг экзамена после 3 семестра
Итоговый рейтинг дисциплины для студентов медико-биологического факультета рассчитывается после 7 семестра
Рд = 0,6 Рд1 +0,3 Рд2 +0,1 Рд7
o Рд – рейтинг по дисциплине;
o Рдс1 – рейтинг по дисциплине за 1 курс;
o Рдс2 – рейтинг по дисциплине за 2 курс;
o Рдс7 – рейтинг по дисциплине за 7 семестр;
o В 7 семестре зачет выставляется по результатам зачетного тестирования, балл начисляется в соответствии с таблицей 6. Студенты, выполнившие тестирование меньше 60 баллов к зачету не допускаются.
Применение
метода среднего балла
на примере 2 группы
I
курса лечебного факультета 2005-2006 учебного года
Фамилия |
Ср.балл 1 |
Рдс1 |
Ср.балл 2 |
Рдс2 |
Экзамен |
Рэ |
Рд |
Оценка |
Арутюнян Г.Г. |
3.8 |
79 |
3.6 |
77 |
Отл. |
95 |
74 |
|
Гелагаева К.Р. |
3.6 |
77 |
3.1 |
65 |
Удовл. |
68 |
87 |
|
Емельяненко В.Н. |
4.8 |
96 |
4.5 |
90 |
Отл. |
95 |
76 |
|
Исаенко Е.С. |
4.5 |
90 |
4.6 |
92 |
Хор. |
83 |
83 |
|
Нестеренко А.Н. |
4.6 |
62 |
4.5 |
90 |
Хор. |
83 |
86 |
|
Ноготков Д.А. |
4.7 |
94 |
4.6 |
92 |
Отл. |
95 |
71 |
|
Сапрыкина Н.А. |
4.5 |
90 |
4.4 |
88 |
Хор. |
83 |
84 |
|
Саяпина Ю.В. |
4.3 |
87 |
4.3 |
87 |
Хор. |
83 |
70 |
|
Сухов В.А. |
4.0 |
82 |
3.1 |
65 |
Отл. |
95 |
83 |
|
Тихонова Л.С. |
3.5 |
76 |
3.8 |
79 |
Удовл. |
68 |
62 |
|
Шиленко Е.Ю. |
4.5 |
90 |
4.3 |
87 |
Хор. |
83 |
78 |
|
Шпенева Ю.А. |
4.0 |
82 |
3.5 |
76 |
Удовл. |
68 |
66 |
|
Применение
метода среднего балла
на примере 8 группы
I
курса лечебного факультета 2005-2006 учебного года
Фамилия |
Ср.балл 1 |
Рдс1 |
Ср.балл 2 |
Рдс2 |
Экзамен |
Рэ |
Рд |
Оценка |
Баева М.М. |
3.8 |
79 |
3.5 |
76 |
Удовл. |
68 |
74 |
Удов |
Борискина Е.А. |
4.6 |
92 |
3.8 |
79 |
Отл. |
95 |
87 |
Хор |
Гонтарёв С.В. |
3.5 |
76 |
3.2 |
68 |
Хор. |
83 |
76 |
Хор |
Гунченко И.Б. |
3.6 |
77 |
3.5 |
76 |
Отл. |
95 |
83 |
Хор |
Поликарова А.В. |
4.1 |
83 |
3.8 |
79 |
Отл. |
95 |
86 |
Хор |
Сергеева Д.В. |
4.1 |
83 |
3.0 |
62 |
Удовл. |
68 |
71 |
Удов |
Смирнова Г.А. |
4.0 |
82 |
3.5 |
76 |
Отл. |
95 |
84 |
Хор |
Смотров К.М. |
3.5 |
76 |
3.1 |
65 |
Удовл. |
68 |
70 |
Удов |
Соболев М.С. |
4.3 |
87 |
3.8 |
79 |
Хор. |
83 |
83 |
Хор |
Тарасенко О.Н. |
2.9 |
60 |
2.8 |
58 |
Удовл. |
68 |
62 |
Удов |
Филлипова А.В. |
3.4 |
74 |
3.5 |
76 |
Хор. |
83 |
78 |
Хор |
Цымлова Е.Н. |
3.2 |
68 |
3.0 |
62 |
Удовл. |
68 |
66 |
Удов |