ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
”Утверждаю’’ Проректор по учебной работе профессор В.Б. Мандриков 23 апреля 2008 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ
Для специальности: 060103.65 “Педиатрия” Факультет: педиатрический Кафедра: БИОЛОГИИ Курс – I Семестр – 1,2 Форма обучения - очная Лекции - 48 часов ( 1,2 семестр) Практические занятия - 101 час ( 1,2 семестр) Самостоятельная работа - 74 часа Всего часов - 223 Экзамен - 2 семестр
Волгоград - 2008
Рабочая программа составлена на основании Программы по биологии для студентов высших медицинских учебных заведений, Москва ГОУ ВУНМЦ 2001 г.
Составитель: доцент кафедры биологии Т.Н. Щербакова
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры биологии
протокол № 9 от 14 февраля 2008 года
Заведующий кафедрой биологии, профессор С.А. Никитин
Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией педиатрических дисциплин протокол № от 2008 года
Председатель УМК, декан педиатрического факультета, профессор М.Ю. Соломин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ педиатрического ФАКУЛЬТЕТА Биология занимает одно из ведущих мест среди предметов, которые изучают студенты лечебного факультета. Это обусловлено тем, что биология является фундаментальной наукой и имеет большое значение в подготовке врача-педиатра. 1. Цель и задачи дисциплины, её место в учебном процессе.
1.1.Цель преподавания дисциплины. Научить студентов лечебного факультета фундаментальным знаниям в области биологии, необходимых для формирования естественно-научного мировоззрения и практической деятельности врача-педиатра.
1.2. Основная задача курса биологии: дать студентам широкое общебиологическое образование, которое позволило бы им успешно изучать другие теоретические и клинические дисциплины. Задачи преподавания дисциплины.
1. Научить закономерностям эволюции органического мира, функционирования биологических систем. 2. Изучить многоуровневую организацию биологических систем. 3. Выделить человека, как центральный объект изучения медицинской биологии. Показать его биосоциальную природу, подчиненность общебиологическим законам развития, единство человека со средой обитания. 4. Изучить современные экосистемы, действие в них антропогенных факторов, адаптации человека к среде обитания. Для современного врача важное значение имеет экологическое образование. 5. В системе медицинского образования широкая биологическая подготовка студентов необходима для получения ими фундаментальных знаний в области биологии и медицины для формирования мировоззрения врача. Исходя из Государственного образовательного Стандарта по специальности 060103.65 «Педиатрия», учитывая требования учебного плана, студент должен знать: - Свойства биологических систем, сложную многоуровневую организацию живой природы, основные особенности организации клеточного уровня: строение клетки, организацию наследственного материала и его реализацию в клетке, воспроизведение клеток. - Знать биологические особенности воспроизведения организмов в том числе и человека, закономерности наследования признаков, виды изменчивости, норму реакции. Мутагенез и его значение в развитии патологии. - Знать современные методы, используемые в изучении генетики человека, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, принципы медико-генетического консультирования. - Знать генетические основы врожденных нарушений и заболеваний. - Знать основные этапы онтогенеза человека: особенности сперматогенеза и овогенеза, оплодотворения, закономерности эмбриогенеза, периоды постнатального онтогенеза человека.
-
Знать виды гомеостаза, механизмы его поддержания на разных - Знать основы эволюционного процесса, эволюцию человека (антропогенез) и особенности действия эволюционных факторов в популяциях людей. - Знать основные закономерности эволюционного преобразования органов и систем органов человека. - Знать основные свойства экосистем, экологические законы и правила, особенности антропобиоэкосистем, влияние на организм человека биотических, абиотических и социальных факторов, адаптации человека к среде обитания.
-
Знать различные типы людей по их адаптации к экологическим - Знать морфологические особенности паразитов человека, их жизненные циклы, географическую распространенность, способы заражения человека. Студент должен уметь: - Использовать полученные базовые теоретические знания на всех последующих этапах обучения и в будущей практической деятельности. - Определять тип и характер наследования признаков; прогнозировать вероятность проявления в потомстве человека нормальных и патологических признаков. - Использовать понятие нормы реакции в практике врача.
-
Анализировать кариотип человека и на его основе прогнозировать
-
Применять знания основных закономерностей эмбриогенеза и его - Использовать знания механизмов регенерации в практике врача. - Применять знания по трансплантации в лечебной практике при ауто-, гомо- и ксенотрансплантации органов и тканей. - Объяснить формирование врожденных онтофилогенетических пороков развития у человека. - Дифференцировать экотипы людей. - Использовать знания по паразитологии для идентификации паразитов человека, диагностики и профилактики паразитарных болезней. Студенты должны овладеть следующими практическими навыками: - Определение митотической активности в разных типах тканей.
- Идентификация различных периодов онтогенеза человека, отдельных стадий в каждом периоде.
-
Решение генетических задач, расчет степени риска проявления
- Использование вариационно-статистического метода для определения «нормы реакции», среднего значения признака и отклонения от среднего значения.
- Идентификация наследственного синдрома (нарушение числа хромосом) по кариограмме больного.
- Определение с помощью формул, используемых в близнецовом методе, степени наследуемости признака.
- Составление и анализ родословных семей.
- Идентификация паразита на разных стадиях развития (яйцо, личинка, взрослая особь).
- Определение хронобиологического экологического типа человека.
- Решение ситуационных задач по паразитологии. Студент должен иметь представление: Об уровнях и свойствах биологических систем, о биосоциальной природе человека, его происхождении, эволюции, индивидуальном развитии, организации генетического материала, закономерностях наследственности и изменчивости. Иметь представление о человеке как участнике большинства природных экосистем, его роли в деятельности антропобиоэкосистем.
1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых студентами необходимо для изучения биологии:
Обучение биологии с основами экологии студентов медицинских вузов осуществляется на основе преемственности понятий, полученных в курсе биологии общеобразовательных учебных заведений, а также знаний химии, физики, математики, информатики, гистологии, анатомии, истории и культурологии.
Требования к студентам, которыми должен он обладать, приступая к изучению биологии.
1.4. Формы организации обучения и виды контроля.
Программа обучения по дисциплине «Биология» для студентов лечебного факультета включает в себя теоретическую (лекционный курс) и практическую подготовку (практические занятия). Обучение проводится в течение двух семестров и включает в себя 24 лекции (48 часов в 1 и 2 семестрах), 101 часов аудиторной практической подготовки (1и 2 семестры) и 74 часа внеаудиторной самостоятельной работы (всего 223 часа). В процессе обучения используется текущий, тематический и итоговый контроль знаний и умений, только в этом случае можно добиться объективных результатов усвоения программы дисциплины и правильно оценить достижения конечных результатов. Текущий контроль знаний студентов на занятиях осуществляется с помощью программированного и тестового контролей. Промежуточный контроль включает в себя 2 итоговых занятия в 1-м семестре и 3 итоговых занятия во 2-м семестре. Каждое итоговое состоит из оценки выработанных студентами во время практических занятий навыков, тестового контроля теоретических знаний и устного опроса по пройденным темам. Итоговый контроль осуществляется в форме трехэтапного экзамена (2 семестр).
1.4.1. Методика формирования результирующей оценки.
Рейтинг по дисциплине формируется на кафедре в соответствии с внутри кафедральным положением о рейтинге. Нами предложена вторая модель основанная на использовании среднего балла в качестве характеристики текущей работы студента в семестре. Методика подсчета среднего балла за семестр. 1. знания и работа оцениваются студента на лабораторных и итоговых занятиях оцениваются по классической 5-бальной системе; 2. в конце семестра производится централизованный подсчет среднего балла студента с переводом его в 100-бальную систему; 3. Рдс = баллы за текущую успеваемость + бонусы – штрафы;
4. Рд = (Рдс1 + Рдс2 + Рэ) / 3;
1. Рд – рейтинг по дисциплине;
2. Рдс1 – рейтинг по дисциплине за 1 семестр;
3. Рдс2 – рейтинг по дисциплине за 2 семестр;
4. Рэ – балл за ответ на экзамене · В конце каждого семестра производится централизованный подсчет среднего балла студента с переводом его в 100-бальную систему;
· Минимальное количество баллов, при котором дисциплина должна быть зачтена - 61.
· Помимо среднего балла учитываются показатели, дающие штрафы и бонусы.
· Максимальное количество баллов, которое может получить студент по дисциплине в семестре - 100. · При неудовлетворительном ответе на экзамене Рд=Рэ (0–40 баллов);
· При повторной сдаче экзамена Рэ = 61–75 баллов.
На заключительном этапе предлагается проведение трехэтапного экзамена. 1 этап - предэкзаменационное тестирование, обеспечивающее объективность и независимость оценки знаний студентов.
2 этап – проверка и оценка практических навыков, определение макро- и микропрепаратов, решение ситуационных задач по генетике.
3 этап – устный ответ на три вопроса билета.
Таблица. Вариант оценки зачетного тестирования.
Итоговая оценка, которую преподаватель ставит в зачетную книжку, рассчитывается по формуле и переводится в 5-балльную в соответствии с таблицей.
Таблица. Итоговая оценка по дисциплине в семестре.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2. 1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
2.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий: 1. Предмет биологии. Общая характеристика жизни. Биологические науки, их задачи, объекты изучения. Методы биологии. Человек как объект биологии. Биосоциальная природа человека. Значение биологического наследства и социальной организации человека для медицины. Значение биологии как базисной дисциплины в подготовке врача. Основные свойства и уровни организации живых систем. 2 часа. 2.Клетка – элементарная биологическая система. Биологические системы - особый этап развития и форма движения материи. Клеточный уровень организации. Клеточная теория как доказательство единства всего живого. Основные положения клеточной теории. Структурно-функциональная организация про- и эукариотических клеток. Поток информации, энергии и вещества в клетке. 2 часа.
3-4. Размножение. Закономерности существования клетки во времени. Способы и формы размножения. Половое размножение и его эволюционное значение. Оплодотворение, его фазы, биологическая сущность. Клеточный цикл. Митотический цикл. Митоз. Воспроизведение на молекулярном и клеточном уровнях. Гаметогенез, Биологические аспекты репродукции человека. 4 часа. 5-6. Структурно-функциональная организация наследственного материала и его уровни: генный, хромосомный, геномный. Реализация генетической информации в клетке. Регуляция активности генов у про- и эукариот. Генный уровень организации. Современная теория гена. Репликация ДНК. Закономерности наследования признаков при моно-, ди- и полигибридном скрещивании. Хромосомный и геномный уровни организации наследственного материала. Хромосома, ее химический состав. Структурная организация хроматина. Морфология хромосом. Сцепленное наследование. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Геном, кариотип как видовые характеристики. 4 часа.
7. Изменчивость и ее формы. Классификация и сущность изменчивости. Геномные мутации. Мутагенез. Антимутагенные механизмы. Проявление мутаций среди болезней зубочелюстной системы. 2 часа.
8. Основы медицинской генетики. Методы изучения генетики человека: цитогенетический, близнецовый, генеалогический, популяционно-статистический, биохимический и др. 2 часа. 9. Биология развития (онтогенез). Онтогенез как процесс реализации наследственной информации в определенных условиях среды. Периодизация онтогенеза. Этапы эмбрионального периода. Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза. Основные процессы: рост, формирование дефинитивных структур, половое созревание, репродукция, старение. Теории и механизмы старения. Механизмы регуляции онтогенеза. Критические периоды онтогенеза. 2 часа. 10. Гомеостаз. Проявление гомеостаза на разных уровнях организации биологических систем. Виды гомеостаза и механизмы его поддержания. Генетический гомеостаз и его нарушения. Регенерация как процесс поддержания морфофизиологической целостности биологических систем на уровне организма. Физиологическая и репаративная регенерация. Особенности регенерации у детей. 2 часа.
11-16. Медицинская паразитология. Понятие паразитизма. Классификация паразитизма и паразитов. Циклы развития паразитов.2 часа. Общая и медицинская протозоология. Возбудители протозойных заболеваний человека. Циклы развития, пути инвазии, локализация, патогенное действие. 2 часа. Общая и медицинская гельминтология. Тип Плоские черви. Класс Сосальщики. Класс Цестоды. Тип Круглые черви. Морфологические особенности, циклы развития, пути инвазии, локализация, патогенное действие различных представителей гельминтов. 4 часа.
Общая
медицинская арахноэнтомология. Членистоногие – возбудите-
17-20. Вопросы эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. 2 часа. Сущность представлений Ч. Дарвина о механизмах органической эволюции. Современная теория эволюции. Микроэволюция. Элементарные эволюционные факторы. Человек как объект действия эволюционных факторов. Макроэволюция. Взаимодействие индивидуального и исторического развития. Биогенетический закон. Общие закономерности развития систем органов. 2 часа. Эволюция систем интеграции в типе Хордовые. Филогенез нервной и эндокринной системы. Онтофилогенетически обусловленные пороки развития. 2 часа. Филогенез пищеварительной и дыхательной системы. Онтофилогенетически обусловленные пороки развития систем органов. 2 часа. 21. Антропогенез. Доказательства естественного происхождения человека. Систематическое положение человека в родословном древе животного мира. Характеристика основных этапов антропогенеза. Действие биологических и социальных факторов в процессе становления человека как биосоциального существа. Расы. Морфофункциональные адаптации рас к различным климато-географическим условиям существования. Факторы расообразования. 2 часа.
22-24. Экология. Биосфера.
Общая экология. Биосфера, ее структура. Экосистема. Трофические уровни. Экологические пирамиды. Круговорот биогенных элементов в экосистеме.2 часа. Экология человека. Среда обитания человека, факторы среды. Виды адаптации организма человека к факторам среды. Экологические типы людей. Антропогенные факторы. Виды антропогенного загрязнения среды. Последствия действия загрязнителей окружающей среды на организм человека. 4 часа.
2.3. Практические занятия, их содержание, объем в часах.
2.4. Темы практических занятий, вынесенные на самостоятельное изучение (внеаудиторная самостоятельная работа). 1 семестр
2 семестр
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1. Рекомендуемая литература.
Основная литература 1. Биология / Под ред. Н.В. Ярыгина. - М.: Медицина, 1,2 том, 2007. 2. Биология / Под ред. Н.В. Ярыгина. - М.: Медицина, 1,2 том, 2000. 3. Биология / Под ред. Н.В. Чебышева. - М.: ВУНМЦ, 2000. 4. Руководство к лабораторным занятиям по биологии /Под ред. Ю.Д. Богоявленского. - М.: Медицина, 1988. 5. Руководство к лабораторным занятиям по биологии /Чебышев Н.В., Богоявленский Ю.Д., Демченко А.Н.. -М.: Медицина, 1996. 6. Чебышев Н.В., Козарь М.В., Беречикидзе И.А. Филогенез систем органов.- М., 2000. 7. Уэбстер П. «Клетка», М – Мир, 1980. 8. Харрисон Дж. и др. «Биология человека», М – Мир, 1979. 9. Гилберт С. «Биология развития», т.т. 1,2, М- Мир, 1993. 10. Барнс Р., Кейлоу П.и др. «Беспозвоночные. Новый обобщенный подход». М – Мир, 1992. 11. Рогинский Я.Я.,. Левин М.Г «Антропология», М – Высшая школа, 1978. 12. Дьюсбери Д. «Поведение животных», М – Мир, 1981. 13. Бауэр Э.С. Теоретическая биология. СПб: Росток,2002. 14. Риклефс Р. «Основы общей экологии», М – Мир, 1979. 15. Никитин С.А. и соавт. Руководство по подготовке к сдаче итоговой аттестации по предмету «Биология» для студентов первого курса. – Учебное пособие. ВолГМУ, 2007. - 166 с. 16. Никитин С.А. и соавт. Филогенез систем органов беспозвоночных и позвоночных животных. – Учебное пособие. ВолГМУ, 2007.- 142 с. 17. Никитин С.А., Щербакова Т.Н., Лысенко Т.М., Николаенко Н.А., Сахарова Э.Ю. Руководство к лабораторным занятиям по биологии для студентов. – Учебное пособие. ВолГМУ, 2005.- 178 с.
Дополнительная литература 1. Мушкамбаров Н.Н. Молекулярная биология.- М. МИА, 2003. 2. Генетика. Под ред. В.И.Иванова, М., Академкнига, 2006. 3. Бочков Н.П. Клиническая генетика, 2-е изд. — М.: Гэотар-Мед, 2001. 4. Гинтер Е.К. Медицинская генетика. – М.: Медицина, - 2003. 5. Фаллер Д.М. Молекулярная биология клетки. Пер. с английского под ред. И.Б. Збарского.- : Бином Пресс, 2006. 6. Современное естествознание, Энциклопедия в 10 т. Издательский Дом Магистр-Пресс, 2000. 7. Чебышев Н. В. и др. Атлас по зоопаразитологии. - М., 1998. 8. Шилов И.А. Экология. - М.: Высшая школа, 2000. 9. Маркина В.В. и соавт. Биология: Руководство в 4-х частях.- М., 2001. 10. Чебышев Н.В., Гринева Г.Г., Козарь М.В., Гуленков С.И. Биология. - М., 2000. 11. Элиот В., Биохимия и молекулярная биология, Под ред. Арчакова А.И., - М.: Изд. НИИ биомедицинской химии РАМН, 2000. 12. Каркищенко Н.Н. Основы биомоделирования.- М.: Изд-во ВПК, 2004. 13. Яблоков, А.В. Юсуфов А.Г. «Эволюционное учение», М – Высшая школа, 1981.
3.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий: 3.2.1. Набор слайдов для оверхеда и презентаций для мультимедиа-проектора к лекционному курсу. 1 и 2 семестр. 1. Предмет биологии. Общая характеристика жизни. Система биологических наук. Клеточное строение организмов. Прокариоты и эукариоты. Клетка под световым и электронным микроскопом. Презентация PowerPoint - 25 слайдов. 2.Клетка – элементарная биологическая система. Клеточное строение организмов. Прокариоты и эукариоты. Клетка под световым и электронным микроскопом. Клеточный цикл и размножение клеток. Митоз. Морфология и механизмы основных этапов.Амитоз. Презентация PowerPoint - 20 слайдов.
3-4. Размножение. Закономерности существования клетки во времени. Формы размножения организмов. Бесполое (спорообразование грибов); вегетативное (почкование дрожжевых грибов). Мейоз, механизмы этапов и морфология. Презентация PowerPoint - 20 слайдов.
5-6. Структурно-функциональная организация наследственного материала и его уровни: генный, хромосомный, геномный. Моногибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Доминирование. Генетический код. Множественные аллели (группы крови). Дигибридное скрещивание и его цитологические основы. Сцепленное наследование. Группы сцепления, генетический эффект кроссинговера. Наследственность. Гемофилия, сцепленная с полом. Наследственные аномалии, сцепленные с полом. Нерасхождение хромосом. Генный баланс пола. Генетический определение пола. Хромосомный механизм определения пола. Цитологические основы универсальности законов наследования признаков. Действие гена. Комплементарное действие гена. Полимерное действие гена. Взаимодействие генов (эпистаз). Цитологические основы комбинативной изменчивости (кроссинговер). Плейотропное действие гена. Полигенное наследование. Презентация PowerPoint - 20 слайдов. Строение ДНК. Схема биосинтеза белка. Строение хромосом, типы хромосом, хромосомные аберрации. Генетические и цитологические карты хромосом. Презентация PowerPoint - 20 слайдов. 7. Изменчивость и ее формы. Мутации. Мутационная изменчивость животных. Применение радиации. Генетический эффект радиации. Хромосомные аберрации. Генетический эффект радиации - метод сбалансированных деталей. Наследственность и среда. 8.Основы медицинской генетики. Кариотип человека. Картирование хромосом. Хромосомный набор человека. Врожденные пороки при болезни Дауна. Методы изучения наследственности у человека: генеалогический, близнецовый, популяционно-статистический, цитологический, дерматоглифика. Клинико-генеалогический метод: аутосомно-доминантный тип наследования, аутосомно-рецессивный тип наследования, фенотипический анализ. Генеалогический анализ: генная карта хромосом человека. Биохимические методы в клинической генетике. Резус-конфликт. Пренатальная диагностика. Топография ладони. Дерматоглифика. Презентация PowerPoint - 20 слайдов. 9. Биология развития (онтогенез). Онтогенез. Индивидуальное развитие хордовых. Гипотетический предок ланцетника. Развитие лягушки. Презентация PowerPoint - 20 слайдов. 10. Гомеостаз. Презентация PowerPoint - 20 слайдов. 11-16. Медицинская паразитология. 11,12. Простейшие - паразиты человека. Класс Саркодовые. Схема строения амебы. Дизентерийная амеба. Класс жгутиковые. Эвглена зеленая, лямблии, лейшмании. Класс споровики и инфузории - паразиты человека. Малярийный плазмодий. Инфузория туфелька и балантидий. Презентация PowerPoint - 20 слайдов.
13,14. Плоские черви. Круглые черви. Класс ленточные черви. Бычий цепень. Свиной цепень. Эхинококк, широкий лентец, карликовый цепень. Круглые черви. Аскарида, ее жизненный цикл. Острица, власоглав, анкилостома. Цикл развития трихинеллы. Ришта, ее жизненный цикл. Презентация PowerPoint - 30 слайдов.
15,16. Членистоногие. Класс ракообразные. Речной рак (строение), циклоп. Класс Паукообразные. Скорпион. Паук-крестовик, паук каракурт. Гнездо самки каракурта. Клещи. Схема циркуляции вируса таежного энцефалита в природном очаге. Чесоточный зудень. Ход в коже человека прокладываемый самкой клеща. Иксодовые клещи. Аргазовые клещи. Класс Насекомые. Человеческая блоха. Платяная вошь. Развитие платяной вши. Головная вошь. Развитие комаров: яйца, личинки, куколки. Головки комаров. Ротовые органы слепня. Стадии развития комнатной мухи. Ротовые органы комнатной мухи и мухи-жигалки. Синантропные мухи. Личинки вольфартовой мухи. Презентация PowerPoint - 20 слайдов.
17-20. Вопросы эволюции. Филогенез скелета позвоночных. Скелет окуня. Скелет лягушки, ящерица, голубя, собаки. Эволюция черепа. Ядовитый аппарат гремучей змеи. Филогенез кровеносной и дыхательной системы. Схема кровеносной системы рыбы. Кровеносная система млекопитающих. Кровеносная система голубя. Схема кровообращения позвоночных. Схема строения легких позвоночных Филогенез головного мозга. Головной мозг позвоночных. Головной мозг рыбы, лягушки, ящерицы. Головной мозг голубя, собаки. Филогенез мочеполовой системы. Система строения мочеполовой системы. Почка кролика в продольном разрезе. Половая и выделительная система позвоночных. Различные типы маток позвоночных (млекопитающих). Схема строения почечного канальца млекопитающих. Схема мочеполовой системы рептилий. Презентация PowerPoint - 26 слайдов. 21. Антропогенез. Этапы антропогенеза. Презентация PowerPoint - 25 слайдов.
22-24. Экология. Биосфера. Презентация PowerPoint - 38 слайдов.
3.2.2. Учебные стенды. 1. Медицинская генетика. 2. Паразитические черви. 3. Эволюционное учение. 4. Происхождение человека. 5. Эмбриональное развитие. 6. Вопроса экологии. 7. Фенотипическое проявление наследственных болезней. 3.2.3. Альбомы по паразитологии для проведения итогового контроля. 3.2.3.1. Протозоология – 40 таблиц. 3.2.3.2. Гельминтология– 50 таблиц. 3.2.3.2. Арахноэнтомология– 65 таблиц. 3.2.4. Комплексы диапозитивов. 1. Клетка и ее деление. 2. Медицинская генетика. 3. Размножение и развитие. 4. Простейшие. 5. Паразитические черви. 6. Сосальщики. 7. Ленточные черви. 8. Круглые черви. 9. Медицинская арахноэнтомология. 10. Ракообразные. Паукообразные ч.1 и 2. 11. Насекомые ч. 3 и 4. 12. Моллюски. 13. Эволюционное учение. 14. Происхождение человека. 15. Эмбриональное развитие. 16. Вопроса экологии. 17. Охрана природы. 18. Фенотипическое проявление наследственных болезней.
3.2.5. Таблицы (настенные) к лекциям и практическим занятиям:
3.2.5.1. Молекулярно-генетический уровень 1. Микроскоп, принцип устройства светового, электронного, люминесцентного. 2. Система биологических наук. 3. Клеточное строение организмов. Прокариоты и эукариоты. Клетка под световым и электронным микроскопом. 4. Клеточный цикл и размножение клеток. Митоз. Морфология и механизмы основных этапов. Амитоз. 5. Формы размножения организмов. Бесполое (спорообразование грибов); вегетативное (почкование дрожжевых грибов). 6. Мейоз, механизмы этапов и морфология. 7. Строение ДНК. Схема биосинтеза белка. Строение хромосом, типы хромосом, хромосомные аберрации. Генетические и цитологические карты хромосом. 3.2.5.2. Основы общей и медицинской генетики. 1. Моногибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Доминирование. 2. Генетический код. Множественные аллели (группы крови). Дигибридное скрещивание и его цитологические основы. 3. Сцепленное наследование. Группы сцепления, генетический эффект кроссинговера. Наследственность. Гемофилия, сцепленная с полом. 4. Наследственные аномалии, сцепленные с полом. Нерасхождение хромосом. Генный баланс пола. Генетический определение пола. Хромосомный механизм определения пола. 5. Цитологические основы универсальности законов наследования признаков. 6. Действие гена. Комплементарное действие гена.Полимерное действие гена. Взаимодействие генов (эпистаз). Цитологические основы комбинативной изменчивости (кроссинговер). Плейотропное действие гена. Полигенное наследование. 7. Кариотип человека. Картирование хромосом. Хромосомный набор человека. Врожденные пороки при болезни Дауна. Мутации. Мутационная изменчивость животных. 8. Применение радиации. Генетический эффект радиации. Хромосомные аберрации. Генетический эффект радиации - метод сбалансированных деталей. Наследственность и среда. 9. Методы изучения наследственности у человека: генеалогический, близнецовый, популяционно-статистический, цитологический, дерматоглифика. Клинико-генеалогический метод: аутосомно-доминантный тип наследования, аутосомно-рецессивный тип наследования, фенотипический анализ. Генеалогический анализ: генная карта хромосом человека. Биохимические методы в клинической генетике. Резус-конфликт. Пренатальная диагностика. Топография ладони. Дерматоглифика. 3.2.5.3. Простейшие - паразиты человека. 1. Класс Саркодовые. Схема строения амебы. Дизентерийная амеба. 2. Класс жгутиковые. Эвглена зеленая, лямблии, лейшмании. 3. Класс споровики и инфузории - паразиты человека. Малярийный плазмодий. Инфузория туфелька и балантидий. 3.2.5.4. Плоские черви. Круглые черви. 1. Класс ленточные черви. Бычий цепень. Свиной цепень. Эхинококк, широкий лентец, карликовый цепень. 2. Круглые черви. Аскарида, ее жизненный цикл. Острица, власоглав, анкилостома. Цикл развития трихинеллы. Ришта, ее жизненный цикл. 3.2.5.5. Членистоногие. 1. Класс ракообразные. Речной рак (строение), циклоп. 2. Класс Паукообразные. Скорпион. Паук-крестовик, паук каракурт. Гнездо самки каракурта. Клещи. Схема циркуляции вируса таежного энцефалита в природном очаге. Чесоточный зудень. Ход в коже человека прокладываемый самкой клеща. Иксодовые клещи. Аргазовые клещи. 3. Класс Насекомые. Человеческая блоха. Платяная вошь. Развитие платяной вши. Головная вошь. Развитие комаров: яйца, личинки, куколки. Головки комаров. Ротовые органы слепня. Стадии развития комнатной мухи. Ротовые органы комнатной мухи и мухи-жигалки. Синантропные мухи. Личинки вольфартовой мухи. 3.2.5.6. Моллюски. 1. Внешнее и внутреннее строение беззубки. 3.2.5.7. Онтогенез. Индивидуальное развитие хордовых (ланцетника). 1. Гипотетический предок ланцетника. Развитие лягушки. 3.2.5.8. Филогенез систем органов позвоночных. 1. Филогенез скелета позвоночных. Скелет окуня. Скелет лягушки, ящерица, голубя, собаки. Эволюция черепа. Ядовитый аппарат гремучей змеи. 2. Филогенез кровеносной и дыхательной системы. Схема кровеносной системы рыбы. Кровеносная система млекопитающих. Кровеносная система голубя. Схема кровообращения позвоночных. Схема строения легких позвоночных 3. Филогенез головного мозга. Головной мозг позвоночных. Головной мозг рыбы, лягушки, ящерицы. Головной мозг голубя, собаки. 4. Филогенез мочеполовой системы. Система строения мочеполовой системы. Почка кролика в продольном разрезе. Половая и выделительная система позвоночных. Различные типы маток позвоночных (млекопитающих). Схема строения почечного канальца млекопитающих. Схема мочеполовой системы рептилий.
3.2.6. Комплекты микропрепаратов. 1. Клеточное строение организмов. Прокариоты и эукариоты. Нервные клетки, пленка лука, мазки крови человека, мазки крови лягушки, мерцательный эпителий. Бактерии, вирусы. 2. Размножение клеток. Кариокинез в корешке лука. Митоз в животной клетке. Амитоз. 3. Формы размножения организмов. Гриб мукор. Конъюгация спирогиры. Сорус папоротника. Срез через семенник, яичник. Сперматозоиды крысы, мыши. 4. Мейоз. Мейоз в семенниках мыши. 5. Цитологические основы универсальных законов наследования признаков. Половой хроматин. 6. Кариотип человека, мыши, крысы. 7. Гигантские хромосомы дрозофилы. 8. Мутации дрозофил. 9. Простейшие. Класс Саркодовые, класс Жгутиковые. Амеба Машковского. Дизентерийная амеба, трипаносома, лейшмании. 10. Класс Инфузории. Парамеция. Класс. Споровики. Плазмодий. Токсоплазма. 11. Плоские черви. Класс Сосальщики. Печеночный сосальщик (пищеварительная, выделительная системы). Кошачий сосальщик. Яйца кошачьего сосальщика. Яйца печеночного сосальщика. Кровяной, ланцетовидный сосальщики. 12. Класс Ленточные черви. Гермафродитный членик бычьего цепня, свиного цепня. Зрелый членик бычьего цепня, свиного цепня. Яйца бычьего цепня, свиного цепня. Сколекс свиного, бычьего цепня. 13. Класс Ленточные черви. Эхинококк (тотальный препарат), зрелый членик широкого лентеца, поперечный срез широкого лентеца, карликовый цепень, альвеококк. Яйца широкого лентеца. 14. Круглые черви. Поперечный срез аскариды. Власоглав, острица, яйца нематод. Трихинелла, поперечный срез через трихинеллезное мясо. 15. Членистоногие. Класс Паукообразные. Клещи. Аргазовые клещи (персидский клещ). Иксодовые клещи: дермацентор. Постельный клоп: задний конец брюшка самки, самца, ротовые органы, яйца, личинки. 16. Класс Насекомые. Человеческая блоха. Собачья блоха, головная вошь, платяная вошь, лобковая вошь, гниды головной и лобковой вшей. 17. Класс Насекомые. Развитие малярийного комара (яйцо, личинка, куколка, имаго), развитие обыкновенного комара (яйцо, личинка, куколка, имаго). Головка самца и самки малярийного комара. Головка самца и самки обыкновенного комара, крыло обыкновенного и малярийного комаров. Головка комнатной мухи, головка осенней жигалки. 18. Тип Хордовые. Ланцетник. Гаструла и бластула лягушки. Поперечный срез ланцетника в области кишечника. Поперечный срез ланцетника в области жаберного отдела.
3.2.7. Малые обучающие таблицы по паразитологии. 1. Простейшие. 2. Паразитические черви. 3. Сосальщики. 4. Ленточные черви. 5. Круглые черви. 6. Медицинская арахноэнтомология. 7. Паукообразные ч.1 и 2. 8. Насекомые ч. 3 и 4. 3.2.8. Микроскопы. 1. «Биолам» марки: С-11, С-12, С-1 - 42 шт. 2. «МБД-1» -6 шт. (1 шт. по старой номенклатуре – МБИ-4). 3. Микроскопы разные марки: МБР-1, МБИ-1 - 32 шт. 4. Микроскоп биологический упрощенный - 1 шт. 5. Микроскоп стереоскопический марки МБС-1 - 1 шт. 6. Микроскоп стереоскопический марки МБС-9 - 2 шт. 7. Микроскоп стереоскопический с универсальным штативом - 1 шт. 8. Бинокулярный микроскоп - 15 шт. 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Методические рекомендации для преподавателей
4.2. Методические рекомендации для студентов
4.3. Методические пособия к внеаудиторной самостоятельной работе. Составлены технологические карты к каждой теме, утверждены УМК медико-биологических дисциплин.
5. Тематический план изучения дисциплины педиатрический факультет 5.1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА лекций:
5.2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 1 семестр
5. 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 2 семестр
7. Лист внесения изменений и дополнений в Рабочую программу.
5. ТЕМАтический план изучения ДИСЦИПЛИНЫ лечебный факультет 5.1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА лекций:
5.3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ лечебный факультет 1 семестр
5.2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ лечебный факультет 2 семестр
|