ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

 

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

”Утверждаю’’

             Проректор    по    учебной  работе

              профессор   В.Б. Мандриков

             23  апреля  2008 года

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

БИОЛОГИЯ  с экологией

 

Для специальности: 060105.65      “Cтоматология

Факультет: стоматологический

Кафедра: БИОЛОГИИ

Курс – I

Семестр – 1,2

Форма обучения - очная

Лекции - 20 часов ( 1,2 семестр)

Практические занятия - 97 часов ( 1,2 семестр)

Самостоятельная работа - 60 часов

Всего часов – 177 часов

Экзамен - 2 семестр

 

 

 

 

Волгоград -  2008

 

 

 

 

Рабочая программа составлена на основании

Примерной программы  дисциплины «Биология с экологией»,

 для студентов стоматологического факультета,

Москва  2002 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: доцент кафедры биологии   Т.Н. Щербакова

 

 

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры биологии

 

протокол № 9  от 14 февраля  2008 года   

 

Заведующий кафедрой биологии,

профессор                                                                          С.А. Никитин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа согласована  с учебно-методической комиссией стоматологических дисциплин

протокол №     от                           2008 года

 

 

Председатель УМК,

декан стоматологического факультета,

профессор                                                                       С.В. Дмитриенко

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ С ЭКОЛОГИЕЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ стоматологического ФАКУЛЬТЕТА

Биология занимает одно из ведущих мест среди предметов, которые изучают студенты лечебного факультета. Это обусловлено тем, что биология является фундаментальной наукой и имеет большое значение в подготовке врача-cтоматолога.

 

1.  Цель и задачи дисциплины, её место в учебном процессе.

1.1.Цель преподавания дисциплины: Приобретение студентами общетеоретических знаний в области биологии, необходимых для формирования естественно-научного мировоззрения и практической деятельности врача-стоматолога.

1.2. Основная задача курса биологии: дать студентам широкое общебиологическое образование, которое позволило бы им успешно изучать другие теоретические и клинические дисциплины.

Задачи преподавания дисциплины:

 

1.     Изучить многоуровневую организацию биологических систем, закономерности эволюции органического мира, функционирования биологических систем.

2.     Выделить человека, как центральный объект изучения медицин­ской биологии.

3.     Показать его биосоциальную природу, подчиненность общебиоло­гическим законам развития, единство человека со средой обитания.

4.     Изучить современные экосистемы, действие в них антропогенных факторов, адаптации человека к среде обитания. Для современного врача-стоматолога большое значение имеет экологическое образование.

 

Исходя из Государственного образовательного Стандарта по специальности 060105.65  «Стоматология», учитывая требования учебного плана, студенты должны овладеть следующими практическими навыками:

-       Определение митотической активности в разных типах тканей.

-       Идентификация различных периодов онтогенеза человека, отдельных стадий в каждом периоде.

-       Решение генетических задач, расчет степени риска проявления
признака (заболевания) в поколении.

-        Использование вариационно-статистического метода для опреде­ления «нормы реакции», среднего значения признака и отклонения от среднего значения.

-       Идентификация наследственного синдрома (нарушение числа хромосом) по кариограмме больного.

-       Определение с помощью формул, используемых в близнецовом методе, степени наследуемости признака.

 

-       Составление и анализ родословных семей.

 

-       Идентификация паразита на разных стадиях развития.

 

-       Определение хронобиологического экологического типа человека.

 

-    Решение ситуационных задач по паразитологии.

Студент должен знать:

 

-       свойства биологических систем, сложную многоуровневую организацию живой природы, основные особенности организации клеточного уровня: строение клетки, организацию наследственного материала и его реализацию в клетке, воспроизведение клеток;

-       биологические особенности воспроизведения организмов, в том числе и человека, закономерности наследования признаков, виды изменчивости, норму реакции. Мутагенез и его значение в развитии патологии;

-       современные методы, используемые в изучении генетики че­ловека, генотипические и фенотипические проявления наследствен­ных болезней, принципы медико-генетического консультирования;

-       генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата;

-       основные этапы онтогенеза человека: особенности сперма­тогенеза и овогенеза, оплодотворения, закономерности эмбриоге­неза, периоды постнатального онтогенеза человека;

-       клеточные механизмы формирования челюстно-лицевого аппарата и причины возникновения врожденных пороков лица, верхней челюсти, неба, верхней губы и др.;

-       виды гомеостаза, механизмы его поддержания на разных
уровнях организации, регенерацию как проявление структурного
гомеостаза, биологические механизмы трансплантации;

-       основы эволюционного процесса, эволюцию человека (антропогенез) и особенности действия эволюционных факторов в популяциях людей;

-       основные закономерности эволюционного преобразования органов и систем органов человека;

-       основные свойства экосистем, экологические законы и пра­вила, особенности антропобиоэкосистем, влияние на организм че­ловека биотических, абиотических и социальных факторов, адап­тации человека к среде обитания;

-       различные типы людей по их адаптации к экологическим
факторам;

-       морфологические особенности паразитов человека, их жизненные циклы, географическую распространенность, способы за­ражения человека.

Студент должен уметь:

 

-       Использовать полученные базовые теоретические знания на всех последующих этапах обучения и в будущей практической деятельности.

-       Определять тип и характер наследования признаков; прогнозиро­вать вероятность проявления в потомстве человека нормальных и патологических признаков.

-       Использовать понятие нормы реакции в практике врача.

-       Анализировать кариотип человека и на его основе прогнозировать
проявления болезней, связанных с нарушением числа и структуры
хромосом; проводить анализ родословных.

-       Применять знания основных закономерностей эмбриогенеза и его
нарушения на последующих этапах обучения.

-       Использовать знания механизмов регенерации в практике врача, а также знания по трансплантации в стоматологической практике при ауто-, гомо- и ксенотрансплантации зубов.

-       Объяснить формирование врожденных онтофилогенетических по­роков развития у человека.

-       Дифференцировать экотипы людей. 

-       Использовать знания по паразитологии для идентификации паразитов человека, диагностики и профилактики паразитарных болезней.

Студент должен иметь представление:

 

Об уровнях и свойствах биологических систем, о биосоциальной при­роде человека, его происхождении, эволюции, индивидуальном развитии, организации генетического материала, закономерностях наследственности и изменчивости. Иметь представление о человеке как участнике большин­ства природных экосистем, его роли в деятельности антропобиоэкосистем.

1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых студентами необходимо для изучения биологии:

Обучение биологии с основами экологии студентов медицинских ву­зов осуществляется на основе преемственности понятий, полученных в курсе биологии общеобразовательных учебных заведений, а также знаний химии, физики, математики, информатики, гистологии, анатомии, истории и культурологии.

Требования к студентам, которыми должен он обладать, приступая к изучению биологии.

 

           № п/п

Разделы курса биологии

 

Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых необходимо студентам для изучения биологии

 

1

2

3

1.1

Уровни организации жизни. Человек в системе природы.

Физика.

Уровни организации неживой и живой природы. Характеристика и классификация биологических систем. Понятие о биологических системах высшего порядка.

История и культурология.

История философских учений, мировоззрение и медицина. Законы диалектического материализма в медицине.

Биоэтика. Научный эксперимент и его роль в биологии.

1.2.

Биология клетки.

Неорганическая химия.

Осмос, плазмолиз. Гипо-, гипертонические и изотонические растворы. Роль осмоса в биологических процессах. Гемолиз. Коллоидные растворы. Лиофобные коллоиды. Коагуляция. Типы химических связей. Коацервация. Состояние геля и золя.

Физика.

Понятие о микроскопии (интерференционный, поляризационный). Недостатки приборов оптических (хроматическая, сферическая аберрация). Разрешающая способность микроскопов. Иммерсионная система. Измерение размеров малых объектов. Микроскопия, микрофотография. Метод фазового контраста, метод темного поля.

Высшая математика с информатикой и медицинской техникой: принципы работы и устройства аппаратуры, используемой в медицине, основы физических и математических законов, получающих отображение в медицине.

1.3.

Размножение.

Общая биология. Митоз. Морфология хромосом на разных стадиях митоза, спирализация хромосом. Мейоз. Половые клетки, их строение. Прогенез. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение.

Характеристика эмбрионального развития человека.

 

1.4.

Наследственность и изменчивость.

Общая биология. Строение хромосом. Строение метафазных хромосом.  Кариотипы человека. Тонкое строение хромосом. Аутосомные и половые хромосомы. Половой хроматин в лейкоцитах, эпителиальных и нервных клетках. Влияние факторов внешней среды на цитогенетические процессы.

Физика. Ионизирующее излучение, физико-химические основы биологического действия ионизирующего излучения. Защита от излучения.

1.5.

  Биология развития.

Гистология.

Начальные стадии эмбриогенеза человека. Учение о зародышевых листках. Индивидуальная изменчивость органов.

 

1.6.

Вопросы эволюции. Эволюционные теории. Филогенез основных систем хордовых.

Анатомия.

Аномалии и уродства человека, Элементы филогенеза и онтогенеза скелета, мышц, пищеварительной, дыхательной, мочеполовой, эндокринной, сердечно-сосудистой, нервной систем.

1.7.

Антропогенез.

 

История и культурология. Общая биология. Курс средней школы.

2.

Человек и биосфера.

 

Общая биология. Курс средней школы.

3.

Биологические аспекты экологии человека.

Экология.

Курс средней школы.

 

3.1.

Медико-биологические аспекты биогеографических и антропогенных характеристик среды.

Экология.

Курс средней школы.

3.2.

Биологические основы паразитизма и трансмиссивных заболеваний.

Зоология. Курс средней школы.

 

3.3.

Распространение паразитических форм  в животном мире.

 

Зоология. Курс средней школы.

3.4.

Организация, морфология и происхождение основных типов животных.

 

Зоология. Курс средней школы.

 

 

 

1.4. Формы организации обучения и виды контроля.

 

Программа обучения по дисциплине «Биология с экологией» для студентов стоматологического факультета включает в себя теоретическую (лекционный курс) и практическую подготовку (практические занятия). Обучение проводится в течение двух семестров и включает в себя 10 лекций (20 часов в 1 и 2 семестрах), 97 часов аудиторной практической подготовки (1и 2 семестры) и  60 часов внеаудиторной самостоятельной работы (всего  177 часов).

В процессе обучения используется текущий, тематический и итоговый контроль знаний и умений, только в этом случае можно добиться объективных результатов усвоения программы дисциплины и правильно оценить достижения конечных результатов.

Текущий контроль знаний студентов на занятиях осуществляется с помощью программированного и тестового контролей. Промежуточный контроль включает в себя два итоговых занятия в 1  семестре и 3 итоговых занятия во 2  семестре. Каждое итоговое состоит из оценки выработанных студентами во время практических занятий навыков, тестового контроля теоретических знаний и устного опроса по пройденным темам. Итоговый контроль осуществляется в форме трехэтапного экзамена (2 семестр).

 

2. Методика формирования результирующей оценки.

 

Рейтинг по дисциплине  формируется на кафедре в соответствии с внутри кафедральным положением о рейтинге. Нами предложена вторая модель, основанная на использовании среднего балла в качестве характеристики текущей работы студента в семестре.

 

Методика подсчета среднего балла за семестр.

·        знания и работа оцениваются студента на лабораторных и итоговых занятиях оцениваются по классической 5-бальной системе;

·        в конце семестра производится централизованный подсчет среднего балла студента с переводом его в 100-бальную систему;

·        Рдс = баллы за текущую успеваемость + бонусы – штрафы;

 

·        Рд = (Рдс1 + Рдс2 + Рэ) / 3;

 

o       Рд – рейтинг по дисциплине;

 

o       Рдс1 – рейтинг по дисциплине за 1 семестр;

 

o       Рдс2 – рейтинг по дисциплине за 2 семестр;

 

o       Рэ – балл за ответ на экзамене.

1.   В конце каждого семестра производится централизованный подсчет среднего балла студента с переводом его в 100-бальную систему;

 

2.   Минимальное количество баллов, при котором дисциплина должна быть зачтена - 61.

3.   Помимо среднего балла учитываются показатели, дающие  штрафы  и бонусы.

 

4.   Максимальное количество баллов, которое может получить студент по дисциплине в семестре - 100.

5.   При неудовлетворительном ответе на экзамене Рд=Рэ (0–40 баллов);

 

6.  При повторной сдаче экзамена Рэ = 61–75 баллов.

На заключительном этапе предлагается проведение трехэтапного  экзамена.

1 этап -  предэкзаменационное тестирование, обеспечивающее объективность и независимость оценки знаний студентов.

 

2 этап – проверка и оценка практических навыков, определение макро- и микропрепаратов, решение ситуационных задач по генетике.

 

3 этап – устный ответ на три вопроса билета.

 

Ответ на экзамене оценивается в соответствии с «Критериями оценки ответа студента при 100-балльной системе»

 

Таблица. Вариант оценки зачетного тестирования.

 

% выполнения задания

тестирования

Балл 100-балльной по системе

91-100

 

91-100

 

81-90

 

81-90

 

71-80

 

71-80

 

61-70

 

61-70

 

0-60

0

 

Итоговая оценка, которую преподаватель ставит в зачетную книжку, рассчитывается по формуле и переводится в 5-балльную в соответствии с таблицей.

 

 

 

Таблица. Итоговая оценка по дисциплине в семестре.

 

Оценка по 5-балльной системе

 

Оценка по 100-балльной системе

5.0 превосходно

 

96-100

 

5.0 отлично

 

91-95

 

4.0 хорошо

 

81-90

 

4.0 хорошо с недочетами

 

76-80

 

3.0 удовлетворительно

 

61-75

 

2.0 неудовлетворительно

 

41-60

 

Неудовлетворительно 2.0 (необходимо повторное изучение)

0-40

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2. 1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

 

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

 

 

 

 

 

I

II

 

 

 

1.  Аудиторные занятия:

 

 

 

 

-    лекции

20

10

10

-практические занятия

 

97

 

50

47

 

2. Самостоятельная работа:

 

 

 

60

 

30

 

30

 

Всего

 

 

177

 

90

 

87

 

2.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий

1. Предмет биологии. Общая характеристика жизни. Клетка – элементарная биологическая система.

 Биоло­гические науки, их задачи, объекты изучения. Методы биологии. Человек как объект биологии. Биосоциальная природа человека. Значение биологического наследства и социальной организации человека для медицины. Значение биологии как базисной дисциплины в подготовке врача-стоматолога. Биологические системы - особый этап развития и форма движения материи. Клеточ­ный уровень организации. Клеточная теория как доказательство единства всего живого. Основные положения клеточной теории. Структурно-функциональная организация про- и эукариотических кле­ток. 2 часа.

 

2. Размножение. Закономерности существования клетки во времени.

 

Способы и формы размножения. Половое размножение и его эволюционное значение. Клеточный цикл. Митотический цикл. Митоз. Воспроизведение на молекулярном и клеточном уровнях. Гаметогенез. Биологические аспекты репродукции человека. 2 часа.

 

3. Молекулярно-генетический уровень организации жизни.

Нуклеиновые кислоты, их строение и функция. Репликация ДНК. Ген и его свойства. Генетический код. Цистрон, его структура. Этапы реализации генетической информации. 2 часа.

 

4. Основы общей генетики.

Закономерности наследования признаков при моно-, ди- и полигибридном скрещивании. Хромосомный и геномный уровни органи­зации наследственного материала. Хромосома, ее химический состав. Структурная организация хроматина. Морфология хромосом.  Сцепленное наследование. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Геном, кариотип как видовые характеристики. Классификация и сущность изменчивости. Геномные мутации. Мутагенез. Антимутагенные механизмы. Проявление мутаций среди болезней зубочелюстной системы. 2 часа.

 

5. Основы медицинской генетики.

 

Методы изучения генетики человека: цитогенетический, близнецовый, генеалогический, популяционно-статистический, биохимический и др. 2 часа.

 

6. Биология развития (онтогенез).

 

Онтогенез как процесс реализации наследственной информации в оп­ределенных условиях среды. Основные этапы онтогенеза. Периодизация онтогенеза.

Этапы эмбрионального развития животных: стадия зиготы, дробление, гаструляция, формирование зародышевых листков, гисто- и органогенез. Особенности эмбрио­генеза человека. Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза. Основные процессы: рост, формирование дефинитивных структур, половое созревание, репродукция, старение. Теории и механизмы старения. Возрас­тные изменения лицевого черепа и зубочелюстной системы. Механизмы ре­гуляции онтогенеза. Критические периоды онтогенеза человека. 2 часа.

 

7.  Медицинская паразитология.

 

Понятие паразитизма. Классификация паразитизма и паразитов. Цик­лы развития паразитов. Общая и медицинская протозоология. Возбудители протозойных за­болеваний человека. Циклы развития, пути инвазии, локализация, патоген­ное действие. 2 часа.

 

8.Общая и медицинская гельминтология.

 

Тип Плоские черви. Класс Со­сальщики. Класс Цестоды. Тип Круглые черви. Морфологические особен­ности, циклы развития, пути инвазии, локализация, патогенное действие различных представителей гельминтов. 2 часа.

 

9.Общая медицинская арахноэнтомология.

 

Членистоногие - возбудите­ли и переносчики возбудителей инфекционных и инвазионных заболеваний. Класс Паукообразные. Клещи. Класс Насекомые. Трансмиссивные и природно-очаговые заболевания. 2 часа.

 

10. Экология. Биосфера.

 

Общая экология. Биосфера, ее структура. Экосистема. Трофические уров­ни. Экологические пирамиды. Экология человека. Среда обитания человека, факторы среды. Виды адаптации организма человека к факторам среды. Экологические типы лю­дей. Антропогенные факторы. Виды антропогенного загрязнения среды. По­следствия действия загрязнителей окружающей среды на организм человека. 2 часа.

 

 

2.3. Практические занятия, их содержание, объем в часах.

 

Тема занятия

Содержание

Объем в часах

1. Знакомство с задачами курса биологии, организация  лабораторно-практических занятий. Формы самостоятельной работы студентов. Контроль исходного уровня знаний. Техника безопасности.

1. Основные формы организации и методы проведения лабораторно- практических занятий.

2. Правила охраны труда и техники безопасности при выполнении научных исследований в лабораториях.

3. Основные обязанности студента в ходе изучения курса биологии.

4. Положения и методы самостоятельной работы при изучении курса биологии.

5. Основные виды микроскопии.

6. Устройство микроскопа Биолам, МБС-10, МБР-1

7.Элементы механической, осветительной, оптической части микроскопа.

2,5часа

2.Микроскопичес-кая техника и правила  микроскопирова-ния.

1. Правила микроскопирования.

2.Техника приготовления временных микропрепаратов.

2,5час

3. Клеточное строение организмов.  Прокариоты и эукариоты. Клеточный цикл.

Митоз.

1.Определение клетки. Основные положения клеточной теории.

2.Особенности строения про- и эукариотических клеток.

3.Структурные компоненты клетки: плазмалемма, цитоплазма, ядро.

4. Виды деления  клеток.

5. Клеточный цикл его периодизация.

6. Сущность последовательно протекающих процессов в интерфазе, их биологическое значение.

2,5час

4. Формы размножения

организмов, их биологическая сущность и цитологические

основы. Гаметогенез.

1. Бесполое размножение у одно- и многоклеточных.

2.Половое размножение и его биологическое значение.

3. Особенности строения половых клеток

4.Гаметогенез. Цитологические основы этапов сперматогенеза и овогенеза.

4.Оплодотворение и его биологическая сущность.

5. Партеногенез, его виды.

2,5час

5. Мейоз. Морфологические и биологические особенности основных этапов.

1.Характеристика мейоза как клеточного деления половых клеток.

2.Фазы мейоза и характеристика профазы первого деления мейоза.

3. Характеристика остальных фаз мейоза.

4. Биологическое значение мейоза.

2,5час

6. Итоговое занятие «Биология клетки», «Размножение».

 

2,5час

7. Молекулярные основы наследственности. Ген, его свойства.

Регуляция активности генов у про- и эукариот. Генный уровень организа­ции. Современная теория гена. Репликация ДНК. Хромосомный и геномный уровни органи­зации наследственного материала. Хромосома, ее химический состав.

2,5час

8. Закономерности наследования на организменном уровне. Взаимодействие аллельных генов.

1. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологическая основа.

2. Менделирующие признаки человека. Особенности наследования при моно- и полигибридном скрещивании.

3. Основные формы взаимодействия аллейных генов: полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование

2,5час

9.  Закономерности наследования на организменном уровне. Взаимодействие  неаллельных генов.

1.  Формы взаимодействия неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропия, полигенная наследственность.

2.  Полигенная наследственность. Плейотропия.

 

2,5час

10.Закономерности наследования на организменном уровне. Множественные аллели, наследование групп крови и резус-фактора.

1. Генетическая система организма: генотип, геном.

2. Понятие об экспрессивности и пенетрантности.

3.Механизм возникновения множественного аллелизма.

4. Особенности наследования групп крови у человека. Решение задач.

5. Резус-фактор, его значение для практической медицины. Решение задач.

 

2,5час

11. Сцепленное наследование. Группы сцепления. Генетический эффект кроссинговера. Генетика пола.

1. Сущность полного и неполного сцепления генов группы сцепления.

2. Линейное расположение генов. Генетические карты.

3.Основные положения хромосомной теории наследственности.

4. Механизм генетического определения пола.

5. Наследование признаков человека, сцепленных с полом.

2,5час

12. Изменчивость и ее  формы.

1. Модификационная изменчивость. Норма реакции.

2. Вариационно-статистический метод.

3. Комбинативная изменчивость.

4. Мутационная изменчивость.

5. Полиплоидия. Гетероплоидия.

6. Генные и хромосомные мутации.

2,5час

13. Генетика человека. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, дерматоглифика.

1. Человек как специфический объект генетического анализа.

2.Современные методы исследования наследственности человека.

3. Близнецовый метод. Понятие о конкордантности и дискордантности.

4. Генеалогический метод. Составление и анализ родословных.

5. Дерматоглифика. Дактило- и пальмоскопия.

2,5ча

14. Цитогенетичес-кие и биохимические методы изучения наследственности человека. Диагностика хромосомных болезней.

 

1. Этапы развития цитогенетики человека.

2. Характеристика нормального кариотипа.

3. Цитогенетический метод.

4.Методы дифференцированного окрашивания хромосом.

5. Методы пренатальной диагностики.

6. Биохимический метод. Понятие о скрининге, его этапы.

7. Хромосомные болезни человека.

8.Определение Х и У полового хроматина.

2,5час

15. Генетика человека. Популяционно-статистический метод в генетике человека. Принципы медико-генетического

консультирования.

Пренатальная

диагностика.

1. Медико-генетический аспект в браке. Понятие о инбридинге и аутобридинге.

2. Медико-генетическое консультирование.

3. Пренатальная диагностика. Метод ультразвукового сканирования и амниоцентез.

4. Понятие о популяции. Экологическая и генетическая характеристика популяций.

5. Популяционная структура человечество. Демы. Изоляты.

6. Популяционно-статистический метод. Правило Харди-Вайнберга, его содержание и математическое выражение. Решение задач.

7. Генофонд популяции. Генетический груз.

2,5час

16.Итоговое занятие «Общая и медицинская генетика»

 

2,5час

17.Общие закономерности онтогенеза.

1. Типы онтогенеза.

2. Эмбриогенез, характеристика основных периодов.

3. Регуляция онтогенеза, механизмы дифференцировки.

4. Критические периоды развития.

2,5час

18. Постэмбриона-льный период онтогенеза.

Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза. Основные процессы: рост, формирование дефинитивных структур, половое созревание, репродукция, старение. Теории и механизмы старения. Механизмы ре­гуляции онтогенеза.

2,5час

19. Контрольное тестирование в 1 семестре.

 

2,5час

20. Заключительное занятие 1 семестра.

 

2,5час

21. Экологические аспекты паразитологии.

Понятие паразитизма. Классификация паразитизма и паразитов. Цик­лы развития паразитов.

2,5час

22. Тип Простейшие. Представители классов Саркодовые, Жгутиковые – паразиты человека

 

1.Тип Простейшие. Морфофизиологическая характеристика, классификация. Значение для медицины.

2. Класс Жгутиковые и Саркодовые. Общая характеристика. Представители, имеющие медицинское значение.

3. Дизентерийная амеба – возбудитель амебиаза. Особенности строения, цикл развития, патогенное воздействие на организм. Профилактика.

4. Отряд первичномонадные, род Лейшмания. Висцеральный и кожный лейшманиозы: строение, цикл развития, патогенное значение возбудителей, профилактика.

5. Семейство Трипаносомовых. Морфофизиологическая характеристика, классификация, цикл развития.

6. Отряд многожгутиковые – кишечная и урогенитальная трихомонады, лямблии: строение, циклы развития, профилактика.

2,5час

23.Тип Простейшие. Представители классов Споровики, Инфузории – паразиты человека.

1. Тип Простейшие. Морфофизиологическая характеристика, классификация. Значение для медицины.

2. Класс Споровики, морфофизиологическая характеристика. Жизненный цикл. Отряд Кровяные споровики.

3. Диагностические признаки возбудителей малярии. Задачи противомалярийной службы.

4. Отряд Кокцидий. Морфофизиологическая характеристика. Токсоплазма. 3 часа Жизненный цикл, патогенное действие, профилактика.

5. Класс Инфузории, морфофизиологическая характеристика.

6. Балантидий. Морфофизиологическая характеристика, жизненный цикл, патогенное действие, диагностика, профилактика.

2,5час

24. Итоговое занятие  «Медицинская протозоология».

 

2,5час

25. Тип Плоские черви. Паразитические сосальщики, патогенные для человека

 

1. Тип плоские черви. Морфофизиологическая характеристика. Систематика. Жизненный цикл. Представители, имеющие медицинское значение.

2. Класс Трематоды. Морфофизиологическая характеристика, жизненные циклы.

3. Кошачий сосальщик. Морфофизиологическая характеристика, жизненный цикл, патогенное действие, диагностика, профилактика.

4. Печеночный сосальщик. Морфофизиологическая характеристика, жизненный цикл, патогенное действие, диагностика, профилактика.

5. Кровяной сосальщик. Морфофизиологическая характеристика, жизненный цикл, патогенное действие, диагностика, профилактика.

2,5час

26. Тип Плоские черви. Паразитические цестоды: вооруженный и невооруженный цепни, широкий лентец.

 

1. Класс Ленточные черви.

2. Морфофизиологическая характеристика.

3. Жизненные циклы развития лентецов

(бычьего, свиного цепней, широкого лентеца).

4. Особенности строения яиц тениид и способ их обнаружения.

5. Пути заражения человека тениозом, цистицеркозом и дифиллоботриозом.

6. Биологические основы профилактики тениидозом человека и животных, дифиллоботриозом.

2,5час

27. Тип Плоские черви. Представители. Ленточные черви – паразиты человека – карликовый цепень, эхинококк, альвеококк.

 

1. Класс Ленточные черви. Эхинококк и альвеококк. Морфофизиологическая характеристика. Жизненные циклы, патогенное действие, профилактика.

2. Класс Ленточные черви. Карликовый цепень. Морфофизиологическая характеристика. Жизненный цикл, патогенное действие, диагностика, профилактика.

3. Пути заражения эхинококкозом, альвеококкозом, гименолепидозом.

4. Методы лабораторной диагностики эхинококкоза, альвеококкоза, гименолепидоза.

5. Типы финн, их характеристика.

6. Методы лабораторной диагностики цестодозов.

2,5час

28.  Тип Круглые черви. Паразитические нематоды человека: аскарида, острица, власоглав.

 

1. Тип Круглые черви. Систематика. Морфофизиологическая характеристика. Жизненные циклы.

2. Класс Собственно Круглые черви. Аскарида.

Особенности строения, цикл развития, патогенное воздействие на организм, профилактика аскаридоза.

3. Острица. Особенности строения, цикл развития.

4. Власоглав. Особенности строения, цикл развития.

5. Методы лабораторной диагностики и меры профилактики аскаридоза, энтеробиоза, трихоцефалеза.

2,5час

29. Тип Круглые черви. Представители класса собственно круглые черви: анкилостома, трихинелла, ришта, филярии.

 

1. Систематическое положение представителей класса нематоды (анкилостома, трихинелла, ришта).

2. Анкилостома. Особенности строения, цикл развития. Пути заражения, профилактика.

3. Трихинелла. Особенности строения, цикл развития. Методы лабораторной диагностики.

4. Ришта. Особенности строения, цикл развития. Пути заражения. Патогенное воздействие, профилактика.

5. Филярии. Представители, имеющие мед. значение. Методы лабораторной диагностики, профилактика.

2,5час

30. Методы паразитологического анализа.

 

1. Микроскопическое исследование жидкостей и экскретов.

2. Качественные методы.

3. Количественные методы.

4. Гистологическое исследование.

5. Серологическая диагностика.

6. Рентгенологические и сканирующие методы.

7. Овогельминтоскопия.

2,5час

31. Итоговое занятие «Медицинская гельминтология».

 

2,5час

32. Основы арахноэнтомоло-гии. Тип Членистоногие. Патогенные членистоногие из класса Паукообразные.

1.Тип Членистоногие. Морфофизиологическая характеристика, классификация.

2. Подтип Хелицеровые. Класс Паукообразные. Отряд Клещи. Морфофизиологическая характеристика.

3. Медицинское значение представителей семейств: иксодовые, аргазовые, акариформные клещи.

4. Особенности строения личиночных стадий клещей.

5. Циклы развития, роль клещей в распространении заболеваний человека (переносчики, природный резервуар, возбудители).

6. Медицинское значение класса Паукообразные.

2,5час

33. Патогенные насекомые: вши и блохи.

1. Подтип Трахейнодышащие. Класс Насекомые. Морфофизиологическая характеристика.

2. Отряды Вши и Блохи: морфофизиологическая характеристика, мед. значение, борьба, профилактика.

3. Биология развития и роль изучаемых видов насекомых в распространении трансмиссивных заболеваний.

4. Механизм передачи сыпного и возвратного тифов.

5. Профилактика педикулезов.

2,5час

34. Патогенные насекомые: мухи и комары.

 

 

 

1. Морфофизиологические особенности строения комара рода Anopheles.

2. Морфофизиологические особенности строения комара рода Culex.

3. Особенности биологии развития комаров рода Аedes.

4. Морфофизиологические особенности строения, биологии развития представителей семейства Мухи.

5. Медицинское значение (переносчики инфекций,  резервуарные хозяева, возбудители болезней) представителей семейства Мухи.

2,5час

35.  Итоговое занятие «Арахно-энтомология».

 

2,5час

36. Характеристика типа Хордовые. Филогенез нервной и эндокринной систем

1. Тип Хордовые. Морфофизиологическая характеристика типа.

Систематика типа Хордовые.

2. Систематическое положение ланцетника. Особенности строения нервной и эндокринной системы позвоночных.

 

 

2,5час

37. Филогенез пищеварительной и дыхательной систем органов.

Особенности строения пищеварительной и дыхательной системы позвоночных.

 

2,5час

38. Филогенез  кровеносной, выделительной и половой системы.

Особенности строения кровеносной, выделительной и половой системы позвоночных.

2,5час

39.Заключитель-ное занятие  2 семестра.

 

Предэкзаменационное тестирование. Подсчет рейтинга каждого студента.

2,0час

 

 

 

2.4. Темы практических занятий, вынесенные на самостоятельное изучение (ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ)

1 семестр

 

Название темы

Вопросы

Кол-во часов

1. Биология клетки. Клеточная теория. Клеточный цикл. Прокариоты и эукариоты.

 1.Клеточные уровни живой материи. Происхождение клеток, их морфология, мембранная система, проницаемость клеток.

2. Возникновение клеточной организации в процессе клеточной эволюции.

3. Прокариотические и эукариотические клетки.

4. Клетка как открытая система. Организация потоков вещества, энергии и информации в клетке.

5. Клеточный цикл. Митотический цикл, его механизмы.

6. Проблемы клеточной пролиферации в медицине.

6 час

2. Генотип, геном, фенотип.

Ген -  функциональ-ная единица наследствен-ности. Карты хромосом.

 

 

1. Генетическая система организма: генотип, фенотип, геном.

2. Фенотип организма, факторы, определяющие развитие фенотипа.

3. Строение генов: химическая природа гена, тонкая структура гена.

4. Функционально- генетическая классификация генов.

5. Регуляция действия генов (схема Жакоба и Моно).

6. Генетическая и цитологическая карты хромосом.

6 час

3. Законы и закономерно-сти генетики.

 

 

 

 

 1.Закономерности наследования, установленные Г.Менделем.

2. Взаимодействие аллелей в детерминации признаков: доминирование, промежуточное наследование, рецессивность, кодоминирование.

3. Ди- и полигибридное скрещивание. Общая формула расщепления при независимом наследовании.

4. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

 

 

6 час

4. Решение ситуационных задач по генетике.

 

 

 

 

Решите ситуационные задачи по генетике из пособия «Руководство к лабораторным занятиям по биологии» под редакцией Чебышева, 2002 г.

  1. Образование гамет при моно-, ди-, полигибридном скрещивании. Задачи: 4,6,7 с.37
  2. Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу родителей. Задачи: 9,14,17,18,21,22,23 с.38-40
  3. Определение генотипа родителей по фенотипу детей. Задачи: 26,27,29,31,32 с.40-41. Задачи: 33,35,37,38,40,41 с.45-46.
  4.  Множественный аллелизм. Задачи: 43,45,46,49,51 с.61-62
  5. Наследование, сцепленное с полом. Задачи: 53,55,56,58,59 с.65-66
  6. Составление родословных. Задачи: 86,87,89,92 с.95-97
  7. Анализ родословных. Задачи: 19,20,21 с.98-99
  8. Определение частот генотипов в популяции. Задачи: 95,97,с.292
  9. Определение частот аллелей в популяции. Задачи: 100,101,103 .с. 292-293
  10. Определение частот гетерозигот в популяции. Задачи: 105,106,107 с.293.

6 час

5. Изменчи-вость и её формы.

 

 

 

 

 

1.Формы изменчивости. Их краткая характеристика. Значение в онтогенезе и эволюции.

2. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Адаптивный характер, модификации. Фенокопии.

3. Мутационная изменчивость. Классификация мутаций. Мутации в соматических и половых клетках. Понятие о хромосомных и генных болезнях.

4. Комбинативная изменчивость, её значение в обеспечении генотипического разнообразия людей.

5. Хромосомные мутации: делеции, дупликации, инверсии, транслокации. Полиплоидии, их механизмы.

6. Спонтанные и индуцированные мутации. Мутагены. Мутагенез. Канцерогенез. Генетическая опасность загрязнений окружающей среды.

6 час

 

 

 

II СЕМЕСТР

 

Название темы

Основные вопросы

 

Кол-во часов

6. Биологические основы паразитизма.

 

 

1.     Основные формы биотических связей при   антропобиогеоценозах. Паразитизм как биологический феномен.

2.     Классификация паразитических форм животных. Пути происхождения

      различных групп животных паразитов.

3.     Принципы взаимодействия паразитов и хозяина на уровне особей. Пути морфологической адаптации паразитов.

4.     Популяционный уровень взаимодействия паразитов и хозяина. Типы, принципы регуляции и механизмы устойчивости систем «паразит-хозяин».

5.     Жизненные циклы паразитов. Чередование поколений и феномен смены хозяев.

6. Трансмиссивные и природно-очаговые заболевания. Понятия об антропонозах и зоонозах. Учение академика Е.Н. Павловского.

6 час

7. Гомеостаз, его механизмы. Роль наследственных и иммунологических механизмов. Нейрогуморальная регуляция.

1.         Понятие о гомеостазе. Закономерности гомеостатических систем.

2.         Основные механизмы гомеостаза.

3.         Биологическое и медицинское значение регенерации. Проявление регенерационной способности человека.

4.         Регенерация патологически измененных органов и обратимость патологических изменений. Регенеративная терапия.

5.         Репаративная регенерация и способы её осуществления. Аутотомия. Проявления регенерационной способности в филогенезе.

6.  Проблемы трансплантации органов и тканей. Ауто-, алло-, гетеро-, трансплантации.  Тканевая несовместимость и пути её преодоления. Искусственные органы.

6 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Регенерация и ее виды. Проблема трансплантации органов и тканей.

 

 

1. Регенерация. Отличия физиологической регенерации от репаративной.

2. Гомоморфоз и гетероморфоз.

3. Пути осуществления репаративной регенерации.

4. Регенерационная гипертрофия.

5. Значение регенерации в медицине.

6 час

9.Основы эволюции.

Антропогенез, его этапы, факторы.

 

 

1. Систематическое положение человека в системе живого мира.

2. Классификация отряда приматов.

3. Основные этапы антропогенеза.

4. Характеристика представителей австралопитеков, архантропов, палеоантропов и неоантропов; палеонтологический возраст, характерные морфологические особенности, особенности биологии, культуры.

5.  Основные отличительные особенности понятий раса и вид. Ведущие признаки в классификации рас.

6 час

11.Филогенез систем органов позвоночных.

 

 

1.     Филогенез нервной системы позвоночных.

2.     Филогенез скелета позвоночных.

3.     Филогенез кровеносной системы.

4.     Филогенез мочеполовой системы.

5.     Филогенез дыхательной системы.

6.     Филогенез эндокринной системы позвоночных.

7.     Онтофилогенетическая обусловленность пороков развития.

8.     Правила корреляции в эволюционном становлении конкретного типа морфофизиологической организации.

6 час.

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1.      Рекомендуемая литература

      

                              Основная литература

 

1.                Биология / Под ред. Н.В. Ярыгина. - М.: Медицина, 1,2 том, 2007.

2.                Биология / Под ред. Н.В. Ярыгина. - М.: Медицина, 1,2 том, 2000.

3.                Биология / Под ред. Н.В. Чебышева. - М.: ВУНМЦ, 2000.

4.                Руководство к лабораторным занятиям по биологии /Под ред. Ю.Д. Богоявленского. - М.: Медицина, 1988.

5.                Руководство к лабораторным занятиям по биологии /Чебышев Н.В., Богоявленский Ю.Д., Демченко А.Н.. -М.: Медицина, 1996.

6.       Чебышев Н.В., Козарь М.В., Беречикидзе И.А. Филогенез систем органов.- М., 2000.

7.       Уэбстер П. «Клетка», М – Мир, 1980.

8.       Харрисон Дж. и др. «Биология человека», М – Мир, 1979.

9.        Гилберт С. «Биология развития», т.т. 1,2, М- Мир, 1993.

10.   Барнс Р., Кейлоу П.и др. «Беспозвоночные. Новый обобщенный подход». М – Мир, 1992.

11.   Рогинский Я.Я.,. Левин М.Г «Антропология», М – Высшая школа, 1978.

12.   Дьюсбери Д. «Поведение животных», М – Мир, 1981.

13.   Бауэр Э.С. Теоретическая биология. СПб: Росток,2002.

14.   Риклефс Р. «Основы общей экологии», М – Мир, 1979.

15.   А.С. Северцев «Основы теории эволюции», М – МГУ, 1987.

16.   Яблоков, А.В. Юсуфов А.Г. «Эволюционное учение», М – Высшая школа, 1981.

 

 

Дополнительная литература

 

1.                Мушкамбаров Н.Н. Молекулярная биология.- М. МИА, 2003.

2.                Генетика. Под ред. В.И.Иванова, М., Академкнига, 2006.

3.       Бочков Н.П. Клиническая генетика, 2-е изд. — М.: Гэотар-Мед, 2001.

4.                Гинтер Е.К. Медицинская генетика. – М.: Медицина, - 2003.

5.                Фаллер Д.М. Молекулярная биология клетки. Пер. с английского под ред. И.Б. Збарского.- : Бином Пресс, 2006.

6.                Современное естествознание, Энциклопедия в 10 т. Издательский Дом Магистр-Пресс, 2000.

7.                Чебышев Н. В. и др. Атлас по зоопаразитологии. - М., 1998.

8.                Шилов И.А. Экология. - М.: Высшая школа, 2000.

9.                Маркина В.В. и соавт. Биология: Руководство в 4-х частях.- М., 2001.

10.   Чебышев Н.В., Гринева Г.Г., Козарь М.В., Гуленков С.И. Биология. - М., 2000.

11.   Элиот В., Биохимия и молекулярная биология. Под ред. Арчакова А.И., - М.: Изд. НИИ биомедицинской химии РАМН, 2000.

12.   Каркищенко Н.Н. Основы биомоделирования.- М.: Изд-во ВПК, 2004.

13.   Никитин С.А. и соавт. Филогенез систем органов беспозвоночных и позвоночных животных. – Учебное пособие. ВолГМУ, 2007.- 142 с.

14.        Щербакова Т.Н. Руководство к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных. – Учебное пособие. ВолГМУ, 2007.- 106 с.

15.   Никитин С.А. и соавт. Руководство по подготовке к сдаче итоговой аттестации по предмету «Биология» для студентов первого курса. – Учебное пособие. ВолГМУ, 2007. - 166 с.

16.    Никитин С.А., Щербакова Т.Н., Лысенко Т.М., Николаенко Н.А., Сахарова Э.Ю. Руководство к лабораторным занятиям по биологии для студентов медико-биологического факультета. – Учебное пособие. ВолГМУ, 2005.- 178 с.

 

 

 

3.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий:

 

3.2.1. Набор слайдов для оверхеда и презентаций для мультимедиа-проектора к лекционному курсу.

1. Предмет биологии. Общая характеристика жизни. Клетка – элементарная биологическая система

Система биологических наук.

Клеточное строение организмов.

Прокариоты и эукариоты.

Клетка под световым и электронным микрос­копом.

Презентация PowerPoint - 20 слайдов.

 

2. Размножение. Закономерности существования клетки во времени.

Формы размножения организмов.

Бесполое (спорообразование грибов); вегетативное (почкование дрожжевых грибов).

Митоз. Мейоз, механизмы этапов и морфология.

Презентация PowerPoint - 20 слайдов.

 

3. Молекулярно-генетический уровень организации жизни.

Нуклеиновые кислоты, их строение и функция.

Ген и его свойства. Генетический код.

Репликация ДНК.

Этапы реализации генетической информации.

4. Основы общей генетики.

Моногибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание.

Дигибридное скрещивание.

Доминирование.

Множественные аллели (группы крови).

Гемофилия, сцепленная с полом.

Наследственные аномалии, сцепленные с полом.

Нерасхож­дение хромосом.

Генный баланс пола.

 

5. Основы медицинской генетики.

Кариотип человека. Картирование хромосом. Хромосомный набор человека. Врожденные пороки при болезни Дауна.

Методы изучения наследственности у человека: генеалогический, близнецовый, популяционно-статистический, цитологический, дерматоглифика.

Клинико-генеалогический метод: аутосомно-доминантный тип наследования, аутосомно-рецессивный тип наследования, фенотипический анализ.

Генеалогический анализ: генная карта хромосом человека. Биохимические методы в клинической генетике. Резус-конфликт.

Пренатальная диагностика.

Презентация PowerPoint - 20 слайдов.

6. Биология развития (онтогенез).

 

Онтогенез как процесс реализации наследственной информации в оп­ределенных условиях среды. Основные этапы онтогенеза. Периодизация онтогенеза.

Онтогенез. Индивидуальное развитие хордовых.

Этапы эмбрионального развития животных: стадия зиготы, дробление, гаструляция, формирование зародышевых листков, гисто- и органогенез.

Особенности эмбрио­генеза человека.

Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза. Развитие лягушки.

Презентация PowerPoint - 20 слайдов.

 

7.  Медицинская паразитология.

 

Классификация паразитизма и паразитов.

Цик­лы развития паразитов.

Возбудители протозойных за­болеваний человека.

Циклы развития, пути инвазии, локализация, патоген­ное действие.

Класс споровики и инфузории - паразиты человека. Малярийный плазмодий. Инфузория ту­фелька и балантидий.

Презентация PowerPoint - 20 слайдов.

 

8. Общая и медицинская гельминтология.

 

Тип Плоские черви.

Класс Со­сальщики.

Класс Цестоды.

Тип Круглые черви.

Морфологические особен­ности, циклы развития, пути инвазии.

 

9.Общая медицинская арахноэнтомология.

 

Клещи. Схема циркуляции вируса таеж­ного энцефалита в природном очаге. Чесоточный зудень. Ход в коже человека прокладываемый самкой клеща. Иксодовые клещи. Аргазовые клещи.

Человеческая блоха.

Платяная вошь. Развитие платяной вши. Головная вошь.

Развитие комаров: яйца, личинки, куколки.

Головки комаров. Стадии развития комнатной мухи. 

Личинки вольфартовой мухи.

Презентация PowerPoint - 20 слайдов.

 

10. Экология. Биосфера.

 

Биосфера, ее структура.

Экосистема. Трофические уров­ни.

Экологические пирамиды.

 

 

 

3.2.2. Учебные стенды.

1.     Медицинская генетика.

2.     Паразитические черви.

3.     Эволюционное учение.

4.     Происхождение человека.

5.     Эмбриональное развитие.

6.     Вопроса экологии.

7.     Охрана природы.

8.     Фенотипическое проявление наследственных болезней.

 

3.2.3.Альбомы по паразитологии для проведения итогового контроля.

 

3.2.3.1. Протозоология – 40 таблиц.

 

3.2.3.2. Гельминтология– 50 таблиц.

 

3.2.3.2. Арахноэнтомология– 65 таблиц.

3.2.4.  КОМПЛЕКТЫ ДИАПОЗИТИВОВ.

 

1.     Клетка и ее деление.

2.     Медицинская генетика.

3.     Размножение и развитие.

4.     Простейшие.

5.     Паразитические черви.

6.     Сосальщики.

7.     Ленточные черви.

8.     Круглые черви.

9.     Медицинская арахноэнтомология.

10. Ракообразные. Паукообразные ч.1 и 2.

11. Насекомые ч. 3 и 4.

12. Эволюционное учение.

13. Происхождение человека.

14. Эмбриональное развитие.

15. Вопроса экологии.

16.           Охрана природы.

 

3.2.5. Таблицы (настенные) к лекциям и практическим занятиям

 

3.2.5.1. Молекулярно-генетический уровень.

1.     Микроскоп, принцип устройства светового, электронного, люминесцентного.

2.     Система биологических наук.

3.     Клеточное строение организмов. Прокариоты и эукариоты. Клетка под световым и электронным микрос­копом.

4.     Клеточный цикл и размножение клеток. Митоз. Морфология и механизмы основных этапов. Амитоз.

5.     Формы размножения организмов. Бесполое (спорообразование грибов); вегетативное (почкование дрожжевых грибов).

6.     Мейоз, механизмы этапов и морфология.

7.     Строение ДНК. Схема биосинтеза белка. Строение хромосом, типы хромосом, хромосомные аберрации. Генетические и цитологические карты хромосом.                                            

 

3.2.5.2. Основы  общей и медицинской генетики.

1.     Моногибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Доминирование. Генетический код. Множественные аллели (группы крови). Дигибридное скрещивание и его цитологические основы.

2.     Сцепленное наследование. Группы сцепления, генетический эффект кроссинговера. Наследственность. Гемофилия, сцепленная с полом. Наследственные аномалии, сцепленные с полом. Нерасхож­дение хромосом. Генный баланс пола. Генетический определение пола. Хромосомный механизм определения пола.

3.     Цитологические основы универсальности законов наследования признаков. Действие гена. Ком­плементарное действие гена. Полимерное действие гена. Взаимодействие генов (эпистаз). Цитологические основы комбинативной изменчивости (кроссинговер). Плейотропное действие гена. Полигенное наследование.

4.     Кариотип человека. Картирование хромосом. Хромосомный набор человека. Врожденные пороки при болезни Дауна. Мутации. Мутационная изменчивость животных. Применение радиации. Генетический эффект радиации. Хромосомные аберрации. Генетический эффект радиации - метод сбалансированных деталей. Наследственность и среда.

5.     Методы изучения наследственности у человека: генеалогический, близнецовый, популяционно-статистический, цитологический, дерматоглифика. Клинико-генеалогический метод: аутосомно-доминантный тип наследования, аутосомно-рецессивный тип наследования, фенотипический анализ. Генеалогический анализ: генная карта хромосом человека. Биохимические методы в клинической генетике. Резус-конфликт. Пренатальная диагностика. Топография ладони. Дерматоглифика.

3.2.5.3. Медицинская паразитология

1. Простейшие - паразиты человека.

Касс Саркодовые. Схема строения амебы. Дизентерийная амеба.

Класс  Жгутиковые. Эвглена зеленая, лямблии, лейшмании.

Класс Споровики  - паразиты человека. Малярийный плазмодий. Инфузория туфелька и балантидий.

2. Плоские черви.

Класс ленточные черви. Бычий цепень. Свиной цепень. Эхинококк, широкий лентец, карликовый цепень.

3. Круглые черви. Аскарида, ее жизненный цикл. Острица, власоглав, анкилостома. Цикл развития трихинеллы. Ришта, ее жизненный цикл.

4.Членистоногие.

Класс ракообразные. Речной рак (строение), циклоп. Класс Паукообразные. Скорпион. Паук-крестовик, паук каракурт. Гнездо самки каракурта. Клещи. Схема циркуляции вируса таеж­ного энцефалита в природном очаге. Чесоточный зудень. Ход в коже человека прокладываемый самкой клеща. Иксодовые клещи. Аргазовые клещи.

Класс Насекомые. Человеческая блоха. Платяная вошь. Развитие платяной вши. Головная вошь. Развитие комаров: яйца, личинки, куколки. Головки комаров. Ротовые органы слепня. Стадии развития комнатной мухи. Ротовые органы комнатной мухи и мухи-жигалки. Синантропные мухи. Личинки вольфартовой мухи.

3.2.5.4. Онтогенез. Индивидуальное развитие.

Индивидуальное развитие хордовых (ланцетника). Гипотетический предок ланцетника. Развитие лягушки.

3.2.5.5.Филогенез систем органов позвоночных.

1.     Филогенез скелета позвоночных. Скелет окуня. Скелет лягушки, ящерица, голубя, собаки. Эволюция черепа. Ядовитый аппарат гремучей змеи.

2.     Филогенез кровеносной и дыхательной системы. Схема кровеносной системы рыбы. Кровеносная система млекопитающих. Кровеносная система голубя. Схема кровообращения позвоночных. Схема строения легких позвоночных

3.     Филогенез головного мозга. Головной мозг позвоночных. Головной мозг рыбы, лягушки, ящерицы. Головной мозг голубя, собаки.

4.     Филогенез мочеполовой системы. Система строения мочеполовой системы. Почка кролика в про­дольном разрезе. Половая и выделительная система позвоночных. Различные типы маток позво­ночных (млекопитающих). Схема строения почечного канальца млекопитающих. Схема мочеполовой системы рептилий.

5.     Филогенез кровеносной системы позвоночных. Закладка жаберных дуг.

                                             

 3.2.6. КОМПЛЕКТЫ МИКРОПРЕПАРАТОВ.

1.     Клеточное строение организмов. Прокариоты и эукариоты. Нервные клетки, пленка лука, мазки крови человека, мазки крови лягушки, мерцательный эпителий. Бактерии, вирусы.

2.     Размножение клеток. Кариокинез в корешке лука. Митоз в животной клетке. Амитоз.

3.     Формы размножения организмов. Гриб мукор. Конъюгация спирогиры. Сорус папоротника. Срез через семенник, яичник. Сперматозоиды крысы, мыши.

4.     Мейоз. Мейоз в семенниках мыши.

5.     Цитологические основы универсальных законов наследования признаков. Половой хроматин.

6.     Кариотип человека, мыши, крысы.

7.     Гигантские хромосомы дрозофилы.

8.     Мутации дрозофил.

9.     Простейшие. Класс Саркодовые, класс Жгутиковые. Ротовая амеба. Дизентерийная амеба, трипаносома, лейшмании.

10. Класс Инфузории. Парамеция. Класс. Споровики. Плазмодий. Токсоплазма.

11. Плоские черви. Класс Сосальщики. Печеночный сосальщик (пищеварительная, выделительная системы). Кошачий сосальщик. Яйца кошачьего сосальщика. Яйца печеночного сосальщика. Кровяной, ланцетовид­ный сосальщики.

12. Класс Ленточные черви. Гермафродитный членик бычьего цепня, свиного цепня. Зрелый членик бычьего цепня, свиного цепня. Яйца бычьего цепня, свиного цепня. Сколекс свиного, бычьего цепня.

13. Класс Ленточные черви. Эхинококк (тотальный препарат), зрелый членик широкого лентеца, поперечный срез широкого лентеца, карликовый цепень, эхинококк. Яйца широкого лентеца.

14. Круглые черви. Поперечный срез аскариды. Власоглав, острица, яйца нематод. Трихинелла,  поперечный срез через трихинеллезное мясо.

15. Членистоногие. Класс Паукообразные. Клещи. Аргазовые клещи (персидский клещ). Иксодовые клещи: дермацентор. Постельный клоп: задний конец брюшка самки, самца, ротовые органы, яйца, личинки.

16. Класс Насекомые. Человеческая блоха. Собачья блоха, головная вошь, платяная вошь, лобковая вошь, гниды головной и лобковой вшей.

17.  Класс Насекомые. Развитие малярийного комара (яйцо, личинка, куколка, имаго), развитие обыкновенного комара (яйцо, личинка, куколка, имаго). Головка самца и самки малярийного комара. Головка самца и самки обыкновенного комара, крыло обыкновенного и малярийного комаров. Головка комнатной мухи, головка осенней жигалки.

18. Тип Хордовые. Ланцетник.

 

 3.2.7. МИКРОСКОПЫ.

·        «Биолам» марки: С-11, С-12, С-1             -42 шт.

·        «МБД-1»    -6 шт. (1 шт. по старой номенклатуре – МБИ-4).

·        Микроскоп стереоскопический марки МБС-1 -1 шт.

·        Микроскоп стереоскопический марки МБС-9 -2 шт.

·        Микроскоп стереоскопический с универсальным штативом      -1 шт.

·        Бинокулярный микроскоп             -10 шт.

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ   ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Методические рекомендации для преподавателей

Название

Вид

Автор (ы)

Кол-во

Стр.

Гриф, утверждено

1. Филогенез систем органов беспозвоночных и позвоночных животных.

 

Учебное пособие

 

С.А.Никитин

Т.Н. Щербакова.

Т.М. Лысенко

Н.А. Николаенко

Э.Ю.Сахарова

142

 

Гриф УМО

2.Основные методы диагностики паразитарных болезней.

 

Учебное пособие

 

С.А.Никитин

Т.Н. Щербакова

Т.М. Лысенко

Н.А. Николаенко

80

 

Гриф УМО

3. Клетка – элементарная  биологическая  система.

Методические рекомендации

 

Т.М. Лысенко

 

20

УМК медико-биологичес-ких дисциплин

4.Мейоз. Морфологические и биологические основных этапов.

Методические рекомендации

М.В. Букатин О.Ю. Овчинникова

7

УМК медико-биологичес-ких дисциплин

5. Тип плоские черви. Медицинское значение.

 

Методические рекомендации

Д.Н. Реброва

19

УМК медико-биологичес-ких дисциплин

6. Биология  развития.

Методические рекомендации

Т.Н. Щербакова.

Т.М. Лысенко

Н.А. Николаенко

23

УМК медико-биологичес-ких дисциплин

7. Тип Хордовые.

Методические рекомендации

Д.Н. Реброва

8

УМК медико-биологичес-ких дисциплин

8.Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

Методические рекомендации

А.Н.Харченко

10

УМК медико-биологичес-ких дисциплин

9. Членистоногие. Паукообразные.

Насекомые и их медицинское значение.

Методические рекомендации

Т.М. Лысенко

Н.А. Николаенко Т.Н.Щербакова

30

УМК медико-биологичес-ких дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Методические рекомендации для студентов

 

Название

Вид

Автор (ы)

Кол-во

Стр.

Гриф, утверждено

1. Эволюция систем органов.

 

Учебное пособие

 

С.А.Никитин

Т.Н. Щербакова

Т.М. Лысенко

Н.А. Николаенко

Э.Ю.Сахарова

120

 

Гриф УМО

2. Руководство по сдаче итоговой аттестации по предмету «Биология» для студентов первого курса.

Учебно-методическое пособие

 

С.А.Никитин

Т.Н. Щербакова

А.А.Рогов

Ф.К. Адельшин

М.В. Букатин

Т.М. Лысенко

Н.А. Николаенко

Э.Ю.Сахарова

168

Гриф УМО

3. Основные методы диагностики паразитарных болезней.

Ситуационные задачи по паразитологии.

Методические рекомендации

С.А.Никитин

Т.Н. Щербакова.

Т.М. Лысенко

Н.А. Николаенко

80

 

Гриф УМО

4. Тестовые задания по биологии для студентов стоматологического факультета.

Методические указания

 

Т.Н. Щербакова.

 

50

ЦМК ВолГМУ

5. Мейоз. Морфологические и биологические основных этапов.

Методические рекомендации

М.В. Букатин О.Ю. Овчинникова

7

УМК медико-биологических дисциплин

6. Тип плоские черви. Медицинское значение.

 

Методические рекомендации

Д.Н. Реброва

19

УМК медико-биологических дисциплин

8. Методы медицинской генетики. 

Методические рекомендации

 

М.В. Букатин

15

УМК медико-биологических дисциплин

9.Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

Методические рекомендации

А.Н.Харченко

10

УМК медико-биологических дисциплин

10. Членистоногие. Паукообразные. Насекомые и их медицинское значение.

Методические рекомендации

Т.Н.Щербакова

30

УМК медико-биологических дисциплин

11. Тип Хордовые.

Методические рекомендации

Д.Н. Реброва

8

УМК медико-биологических дисциплин

12. Биология клетки.

Методические рекомендации

Т.М. Лысенко

 

16

УМК медико-биологических дисциплин

 

4.3. Методические пособия к внеаудиторной самостоятельной работе. Составлены технологические карты к каждой теме, утверждены УМК медико-биологических дисциплин

 

 


 

 

5. ТЕМАтический план изучения ДИСЦИПЛИНЫ стоматологический фаукультет

5.1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА лекций:

№ темы

 

Наименование вопросов, изучаемых на лекции

Практические

занятия

(семестр, номера)

Используемые наглядные и методические пособия

Содержа-ние самостоятельной

 работы

Часы

Формы

контроля

1.

 Биология – наука о живой природе. Уровни организации жизни. Биология клетки. Клеточная теория, основные этапы развития. Доклеточные формы жизни. Про- и эукариоты.

 

1 семестр

№1-3

3.2.1.   3.2.2

3.2.4.1

3.2.5.1

-

       2

Экзамен

2.

Размножение. Способы и формы размножения. Половое размножение, его эволюционное значение. Гаметогенез. Мейоз. Партеногенез.

 

1 семестр

№4-6

3.2.1.   3.2.2

3.2.4.3

3.2.5.1

-

2

Экзамен

3.

Молекулярно-генетический уровень организации жизни.  Нуклеиновые кислоты, их строение и функция. Ген и его свойства. Генетический код. Цистрон, его структура. Этапы реализации генетической информации.

 

1 семестр

№7

3.2.1.   3.2.2

 

3.2.5.2

-

2

Экзамен

4.

Основы общей генетики. Основные закономерности наследования. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная исторически сложившаяся система.

 

1 семестр

№ 8-10

3.2.1.   3.2.2

3.2.4.2

3.2.5.2

-

2

Экзамен

5.

Основы медицинской генетики. Методы изучения наследственности человека. Основы популяционной генетики. Принципы медико-генетического консультирования.

 

1 семестр

№ 12-14

3.2.1.   3.2.2

3.2.4.2

3.2.5.2

-

2

Экзамен

6.

Онтогенез, его периодизация. Общие закономерности эмбриогенеза.  Критические периоды развития. Постэмбриональный период онтогенеза. Общебиологические и медицинские закономерности сохранения здоровья, старения и смерти.

 

1 семестр

№16

3.2.1.   3.2.2

3.2.4.14

3.2.5.4

-

2

Экзамен

7.

Биологические основы паразитизма. Медицинская паразитология. Принципы взаимодействия паразита и хозяина. Природно-очаговые и трансмиссивные заболевания. Паразитические простейшие: циклы развития, лабораторная диагностика, профилактика.

 

2 семестр

№20-22

3.2.1.   3.2.2

3.2.4.4

3.2.5.3

-

2

Экзамен

8.

Медицинская гельминтология. Гео- и биогельминты. Тип  Плоские черви. Класс трематоды. Класс Ленточные черви. Тип Круглые черви. Морфология, циклы развития, пути заражения, патогенное воздействие, лабораторная диагностика и профилактика.

 

2 семестр

№ 23-25

3.2.1.   3.2.2

3.2.4.5.1

3.2.5.3

-

2

Экзамен

9.

Медицинская арахноэнтомология. Тип Членистоногие. Общая характеристика. Класс Паукообразные: пауки, скорпионы, клещи. Класс насекомые. Общая характеристика, медицинское значение.

 

2 семестр

№ 30-32

3.2.1.   3.2.2

3.2.4.10

3.2.4.11

3.2.5.3

-

2

Экзамен

10.

Общая экология, основные понятия. Характеристика важнейших экосистем. Биологические и медицинские аспекты экологии человека. Учение о биосфере.

2 семестр

 

3.2.1.   3.2.2

3.2.4.15-3.2.4.16

 

-

2

Экзамен

 

 

 

 

 

 

 

5.2. Учебно-методическая карта  практических занятий 1 семестр.

№ занятия

 

Тема

Номера

 лекций

Используемые наглядные и

методические пособия

Самостоятельная работа (содержание)

Часы сам. работы

Формы контроля

1

Знакомство с задачами курса биологии, организация лабораторно-практических занятий. Самостоятельная работа студентов. Контроль исходного уровня знаний. Техника безопасности.

№1

 

 

 

Тестовый контроль.

 

2

Микроскопическая техника и правила микроскопирования. Микроскопия биологических объектов.

№1-2

3.2.9.

3.2.4.1

3.2.6.1

 

 

Тестовый контроль, устный опрос, экзамен.

3

Клеточное строение организмов. Прокариоты и эукариоты. Принципы временной организации клеток. Клеточный цикл. Митоз. Амитоз.

№2

3.2.9.

3.2.4.

3.2.5.1

3.2.6.1

1. Биология клетки. Клеточная теория, клеточный цикл. Про- и эукариоты. Поток вещества, энергии и информации.

6 час

Тестовый контроль, устный опрос,  экзамен.

4

Формы размножения организмов, их биологическая сущность и цитологические основы. Гаметогенез.

№3

3.2.9.

3.2.4.1

3.2.6.2

3.2.6.3

 

 

Тестовый контроль, устный опрос, решение ситуац. задач, экзамен.

5

Мейоз. Морфологические и биологические особенности основных этапов

№4

3.2.9.

3.2.4.1

3.2.6.4

 

 

Тестовый контроль,  опрос, экзамен.

 

6

Итоговое занятие по темам: «Биология клетки», «Размножение».

№2-4

3.2.9.

3.2.4.1

 

 

 

Программированный контроль, решение ситуац. задач, экзамен.

7

Закономерности наследования на молекулярном уровне. Ген и его свойства (семинар, решение задач).

№6

 

3.2.4.

3.2.6.

2. Генотип, геном, фенотип. Ген – функциональная единица наследственности. Карты хромосом.

 

6 час

Тестовый контроль, устный опрос, решение ситуац. задач, экзамен.

8

Закономерности наследования на организменном уровне.
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов

№5

3.2.4.2

3.2.5.2.1-

3.2.5.2.5

3. Законы и закономерности генетики.

6 час

Тестовый контроль, устный опрос, решение ситуац. задач, экзамен.

9

Закономерности наследования на организменном уровне. Множественные аллели, наследование групп крови и резус-фактора.

№5

3.2.4.2

3.2.5.2.1-

3.2.5.2.5

 

 

Тестовый контроль, устный опрос, решение ситуац. задач, экзамен.

10

Закономерности наследования на клеточном уровне. Явление сцепления генов и кроссинговер. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

№5

3.2.4.2

3.2.5.2.1-

3.2.5.2.5

4.Решение ситуационных задач.

6 час

Тестовый контроль, устный опрос, решение ситуац. задач, экзамен.

11

Изменчивость и ее формы.

№7

3.2.4.2

3.2.5.2.1-

3.2.5.2.5

3.2.6.7.

3.2.6.8

5. Изменчивость и ее формы.

6 час

Тестовый контроль, устный опрос, решение ситуац. задач, экзамен.

12

Генетика человека. Методы изучения наследственности: генеалогический, близнецовый и дерматоглифика.

№8

3.2.4.2

3.2.4.13

3.2.6.5.

3.2.6.6.

 

 

 

Тестовый контроль, устный опрос, решение ситуац. задач, экзамен.

13

Генетика человека. Методы изучения наследственности: цитогенетический и биохимический методы в генетике человека.

№8

3.2.4.2

3.2.4.13

3.2.6.5.

3.2.6.6.

 

 

 

Тестовый контроль, решение ситуац. задач, экзамен.

14

Генетика человека. Популяционно-статистический метод в генетике человека. Принципы медико-генетического консультирования. Пренатальная диагностика.

 

№8

3.2.4.2

3.2.4.13

3.2.6.5.

3.2.6.6.

 

 

 

Тестовый контроль, устный опрос, решение ситуац. задач, экзамен.

 

15

Итоговое занятие по теме: «Общая и медицинская генетика».

№5-8

3.2.4.2

3.2.4.13

3.2.6.5.

3.2.6.6.

 

 

 

Программированный контроль, решение ситуац. задач, экзамен.

16

Онтогенез. Общие закономерности. Эмбриогенез, характеристика основных периодов. Регуляция онтогенеза. Молекулярно-генетические механизмы дифференцировки. Критические периоды онтогенеза.

№9

3.2.4.3

3.2.4.10

 

 

 

Тестовый контроль, устный опрос, решение ситуац. задач, экзамен.

 

17

Постэмбриональный период онтогенеза. Семинар

№ 9-10

3.2.4.3

3.2.4.10

 

 

 

Тестовый контроль, устный опрос, решение ситуац. задач, экзамен.

18

Контрольное тестирование в 1 семестре по разделам: «Клетка». «Размножение». «Общая и медицинская генетика». «Онтогенез».

 

                                     

№ 2-10

 

 

 

Программи-рованный контроль.

19

Заключительное занятие в 1-ом семестре. Подсчет рейтинга каждого студента.

 

№ 2-10

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    2 семестр

 

№ занятия

Тема

Номера

 лекций

Используемые наглядные и методические пособия

Самостоятельная работа (содержание)

Часы сам. работы

Формы контроля

20

Тип Простейшие. Представители класса. Саркодовые. Жгутиковые паразиты человека.

№12

3.2.9.

3.2.7.1.

3.2.4.4.

3.2.5.3.

3.2.6.9.

6. Биологические основы паразитизма. Экологические аспекты паразитологии.

6 час.

Тестовый контроль, решение ситуац. задач, экзамен

21

Тип Простейшие. Представители класса. Споровики и Инфузории – паразиты человека.

№12

3.2.3.1

3.2.7.

3.2.4.4.

3.2.5.3.

3.2.6.9.

 

 

Тестовый контроль, устный опрос, решение ситуац. задач, экзамен

22

Итоговое занятие по теме: «Тип Простейшие».

№11-12

3.2.3.1.

3.2.4.4.

3.2.6.9.

 

 

Программированный контроль, решение ситуац. задач, экзамен

23

Тип Плоские черви. Паразитические сосальщики, патогенные для человека.

№13

3.2.9.

3.2.7.3.

3.2.4.5.

3.2.5.4.

3.2.6.11

7. Гомеостаз, его механизмы. Роль наследственных и иммунологических механизмов.

6 час

Тестовый контроль, устный опрос, решение  задач, экзамен

24

Тип Плоские черви. Паразитические цестоды: вооруженные и невооруженные цепни, широкий лентец.

№13

3.2.9.

3.2.7.4.

3.2.4.5.

3.2.5.4.

3.2.6.12

 

 

Тестовый контроль, устный опрос, экзамен

25

Тип Плоские черви. Представители. Ленточные черви-паразиты человека: карликовый цепень, эхинококк, альвеококк.

№13

3.2.9.

3.2.7.4.

3.2.4.5.

3.2.5.4.

3.2.6.13

8. Регенерация и её виды, механизмы, медицинское значение. Проблема  трансплантации органов.

6 час.

Тестовый контроль, устный опрос, решение ситуац. задач, экзамен

26

Тип Круглые черви. Паразитические нематоды человека: аскарида, острица, власоглав.

№14

3.2.9.

3.2.7.5.

3.2.4.5.

3.2.5.4.

3.2.6.14

 

 

Тестовый контроль, устный опрос, решение ситуац. задач, экзамен

27

Тип Круглые черви. Представители класса собственно круглые черви: анкилостома, трихинелла, ришта, филярии.

№14

3.2.9.

3.2.7.5.

3.2.4.5.

3.2.5.4.

3.2.6.11

 

 

Тестовый контроль, устный опрос, решение ситуац. задач, экзамен

28

Методы паразитического анализа.

№11-14

3.2.9.

3.2.7.3. -3.2.7.5.

3.2.4.5.

3.2.5.4.

3.2.6.11

9. Основы эволюции.

Антропогенез.

6 час.

Тестовый контроль, устный опрос, решение ситуац. задач, экзамен

29

Итоговое занятие по теме: «Медицинская гельминтология».

№11-14

3.2.3.2..

 

3.2.4.5.

 

3.2.6.11-3.2.6.14

 

 

Программированный контроль, решение ситуац. задач, экзамен

30

Основы арахноэнтомологии. Тип Членистоногие. Патогенные членистоногие из класса Паукообразных: скорпионы, скальпуги, пауки, клещи.

№15

3.2.9.

3.2.7.7.

3.2.5.5.

3.2.6.15

 

 

Тестовый контроль, устный опрос, решение ситуац. задач, экзамен

31

Патогенные насекомые: вши, блохи.

№16

3.2.9.

3.2.7.8.

3.2.5.5.

3.2.6.16

 

 

Тестовый контроль, решение ситуац. задач, экзамен

32

Патогенные насекомые: мухи и комары.

№16

3.2.9.

3.2.7.8.

3.2.5.5.

3.2.6.17

 

 

Тестовый контроль, устный опрос, решение ситуац. задач, экзамен

33

Итоговое занятие по теме: «Арахноэнтомология».

№15-16

3.2.3.3.

3.2.6.15-3.2.6.17

 

 

Программированный контроль, решение ситуац. задач, экзамен

34

Характеристика Типа Хордовые. Ланцетник.

 

№ 17-18

3.2.9.

3.2.5.7.

3.2.5.8.

3.2.6.18

 

 

Программированный контроль, экзамен

35

Филогенез нервной и эндокринной системы.

 

№18

3.2.5.8.

10.  Филогенез систем органов позвоночных.

6 час.

Программированный контроль, решение ситуац. задач, экзамен

36

Филогенез пищеварительной и дыхательной систем органов.

№18

3.2.5.8.

 

 

Программированный контроль, экзамен

37

Филогенез кровеносной и выделительной системы. Онтофилогенетическая обусловленность пороков развития органов и систем человека.

№18

3.2.5.8.

 

 

Программированный контроль, решение ситуац. задач, экзамен.

 

38

Предэкзаменационное тестирование. Подсчет рейтинга каждого студента.

№18

3.2.5.8.

 

 

Программированный контроль.

39

Заключительное занятие 2-го семестра.

 

 

 

 

 

 


 

 

7. Лист внесения изменений и дополнений в Рабочую программу.

 

№ п/п

Дата внесения дополнений и изменений

Внесенные изменения или дополнения

Обоснование внесенных изменений или дополнений

Дата утверждения на каф. заседании, № протокола

Кем утверждены изменения (ФИО, должность)

Дата утверждения на УМК, № протокола

Кем внесены изменения (ФИО, должность)