Календарно-тематический план практических занятий по предмету «Медицинская генетика»  для студентов 2-го курса 1 – го года обучения отделения «Сестринское дело»

на 2008-2009 учебный год.

 

№ занятия

Тема практических занятий

Содержание практической работы

Количество часов

1.

1. Цитологические основы наследственности:

  • Микроскоп и правила работы с ним;
  • Понятие о хромосомах, их морфология, строение, типы, функции;
  • Понятие о гетеро- и эухроматине;
  • Понятие о кариотипе человека;
  • Методы изучения хромосом;
  • Понятие о половом хроматине;

 

  • Микроскопия готовых м/п политенных хромосом и  нормальных хромосом человека;
  • Составление кариограммы хромосомного набора человека по фотокопиям метафазных пластинок и ее анализ;

 

2

 

 

 

2.

2. Молекулярные основы наследственности:

  • Нуклеиновые кислоты – химическое строение, виды, свойства их роль в наследовании признаков;
  • Понятие о гене –  о его структуре и свойствах;
  • Генетический код и его свойства;
  • Транскрипция и трансляция – этапы реализации наследственной информации;
  • Понятие о генных перестройках и генных болезнях.

 

  • Овладевание навыком пользования таблицей генетического кода
  • Решение ситуационных задач по молекулярной генетике.

2

3.

3. Закономерности наследования признаков 1 часть:

  • Законы установленные Г. Менделем – их сущность, цитологические основы, условия их соблюдения;
  • Понятие о менделирующих признаках. Менделирующие признаки человека;
  • Взаимодействие аллельных и неаллельных генов;
  • Наследование групп крови по системам АВО и резус-фактор.
  •  
  • Составление схем цитологических основ законов Г. Менделя;
  • Решение ситуационных задач;

 

 

2

 

 

4.

 

4. Закономерности наследования признаков 2 часть:

  • Основные положения хромосомной теории;
  • Сцепленное наследование признаков;
  • Понятие о кроссинговере;
  • Генетика пола;
  • Наследование болезней сцепленных с полом.
  • Составление схемы кроссинговера;
  • Решение ситуационных задач;

 

2

5.

5. Наследственность и среда:

  • Модификационная и комбинативная изменчивость;
  • Понятие о мутациях, виды, значение. Мутагены и мутагенез;
  • Понятие о мультифакториальных заболеваниях.
  • Статистический анализ количественных признаков;
  • Изучение мутантных рас у дрозофилы                     (постоянные м/п).

2

 

 

6.

6. Методы изучения наследственности человека:

  • Сущность близнецового метода;
  • Дерматоглифический метод;
  • Фенотипический анализ.
  • Популяционно-статистический метод;
  • Решение ситуационных задач;
  • Дерматоглифическое исследование папиллярного рисунка ладоней;

 

2

 

 

7.

 

7. Методы изучения наследственности человека:

  • Генеалогический метод, анализ родословных;
  • Цитогенетический метод;
  •  Методики определения полового хроматина у человека;
  • Биохимический метод, понятие о скрининговых программах на наследственную патологию;
  •  Понятие о молекулярно – генетических методах.
  • Составление родословной своей семьи и анализ наследования одного признака;
  • Решение ситуационных задач;

 

2

8.

8. Медико-генетическое консультирование при генных наследственных болезнях человека (семинар).

  • Написание рефератов и приготовление докладов в установленной форме.
  • Решение ситуационных задач;

2,5

 

 

9.

9. Медико-генетическое консультирование при хромосомных наследственных болезнях человека (семинар).

 

  • Написание рефератов и приготовление докладов в установленной форме.
  • Решение ситуационных задач;

 

2,5

10.

10. Зачетное занятие.

Итоговый тестовый контроль.

2