Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волгоградский государственный медицинский университет
RUS
» ENG
|
||
Документы >> Перспективы развития на 2005 год
|
обновлено 02.01.2025 |
|
Планово-экономические перспективы развития ВолГМУ в 2005 году
Стратегия развития университета определяется как рядом устойчивых тенденций в мировом развитии, изменением социально-экономического базиса страны, так и становлением новой ценностно-смысловой характеристики образования.
Масштаб текущих экономических и социальных изменений требует принципиально новых подходов к образованию и подготовке специалистов.
Университет как объект управления представляет собой сложную многокомпонентную систему, организационную основу которой составляет структура: ректорат, факультет, кафедры, управления и другие подразделения ВУЗа.
При этом важнейшей особенностью университета является многонаправленность его деятельности, которая обусловливает весьма сложные функциональные и организационные связи внутри ВУЗа.
Соответственно, планирование развития важнейший механизм управления университетом должно быть организовано с учетом как вертикальной административной иерархии, так и многочисленных тематических горизонталей.
Современный темп изменения и увеличения знаний настолько высок, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей, дает основу высшему руководству для принятия решений. Знание того, чего мы хотим достичь, помогает наметить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решений. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри университета. Сегодня стратегическое планирование становится скорее правилом, чем исключением.
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается университет (как юридическое лицо), связаны с семью областями воздействия внешей среды, и их можно разделить на:
Следует отметить, что рынок не отвергает планирование. Наоборот, в условия конкуренции выходить на рынок с предложением своего спектра образовательных, медицинских и других услуг без заранее продуманного, экономически обоснованного плана их развития очень проблематично.
Чтобы план выполнял возложенные на него функции и обеспечивал экономическую устойчивость ВУЗа, он должен удовлетворять следующим требованиям:
Процесс внутривузовского финансового планирования можно определить как бюджетирование.
Значение финансового планирования возросло с тех пор, как была расширена академическая свобода ВУЗов и их хозяйственная самостоятельность.
Процедура определения и распределения совокупных финансовых средств ВУЗа строится как последовательность управленческих решений, т.е. бюджетное планирование.
Бюджет ВУЗа это финансовое, количественно определенное выражение плана его экономически устойчивого развития для достижения поставленных целей.
Доходная часть бюджета ВУЗа формируется из:
Расходная часть состоит из:
Можно утверждать, что планы руководства не будут осуществлены в полном объеме, пока все исполнители не поймут содержание этих планов, взаимоувязанных с доходной и расходной частями бюджета. В расходной части бюджета указаны максимальные суммы, которые могут быть потрачены на оплату труда, ремонт и другие направления по исчерпывающему списку.
Одним из важных условий экономически устойчивого развития ВУЗа является хорошо продуманная организационная структура с распределением функций и закреплением за должностями прав и ответственности. Следовательно, элементами такой организационной структуры становятся центры ответственности - структурные подразделения ВУЗа.
Руководитель каждого такого центра должен иметь административные права, определенную финансовую самостоятельность и ответственность за целесообразность принимаемых в пределах своей компетенции решений.
В нашем ВУЗе центрами ответственности являются факультеты, кафедры, хозяйственные, административные структурные подразделения и, соответственно, их руководители. С точки зрения управления экономикой ВУЗа, эти центры должны стать центрами финансовой ответственности (ЦФО).
Планируется в 2005 году в практике выделения ЦФО реализовать принцип соответствия организационной структуре.
Для этого необходимо учесть следующие условия:
Степень детализации учета деятельности каждого ЦФО должна быть достаточной для анализа, но не избыточной.
Разработка пакета нормативных документов, регламентирующих деятельность центров финансовой ответственности послужит основой для создания в университете системы бюджетирования.
Цели бюджетирования ВУЗа
Составление бюджетов преследует следующие цели:
Для формирования и использования интегрального бюджета (общей сметы) в июне 2004 года создано Планово-финансовое управление. Главная задача управления заключается в реализации доходной части планового бюджета ВУЗа в 2004-2005 финансовых годах в строгом соответствии с принципом бюджетного равновесия, а именно:
В части расходной части бюджета в 2004-2005 году ПФУ должно обеспечить:
Это означает, что суммарные плановые обязательства по расходам не должны превышать складывающийся уровень доходов.
Современные подходы к системе управления ВУЗом требуют создания информационной системы и базы данных, способствующих принятию решений при возникновении различных ситуаций. Одной из проблем является то, что носителями этих знаний являются несистематизированные документы и сотрудники, статус которых может измениться, что приведет к потере информации. Кроме того, решение комплексных проблем с участием многих лиц неизбежно затягивается в силу загрузки их параллельными работами, различных личностных интересов и т.п.
Наличие развитой базы данных позволит существенно повысить оперативность и обоснованность принятия стратегических и тактических решений.
Новые процессы управления в ВУЗе, более гибко реагирующие на изменение текущей ситуации, должны использовать для этого весь доступный арсенал информационных технологий и обеспечивать возможность быстрого анализа:
В 2005 году необходимо достичь такого качества информационной системы ВУЗа, которая позволит ректору:
Увеличение доходов возможно за счет:
Уменьшение расходов возможно за счет:
|
||