Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Волгоградский государственный
медицинский университет
RUS   » ENG  
эмблема ВолГМУ
 
Документы >> Перспективы развития на 2005 год
обновлено
26.08.2019

Планово-экономические перспективы развития ВолГМУ в 2005 году
Стратегия развития университета определяется как рядом устойчивых тенденций в мировом развитии, изменением социально-экономического базиса страны, так и становлением новой ценностно-смысловой характеристики образования.
Масштаб текущих экономических и социальных изменений требует принципиально новых подходов к образованию и подготовке специалистов.
Университет как объект управления представляет собой сложную многокомпонентную систему, организационную основу которой составляет структура: ректорат, факультет, кафедры, управления и другие подразделения ВУЗа.
При этом важнейшей особенностью университета является многонаправленность его деятельности, которая обусловливает весьма сложные функциональные и организационные связи внутри ВУЗа.
Соответственно, планирование развития – важнейший механизм управления университетом – должно быть организовано с учетом как вертикальной административной иерархии, так и многочисленных тематических горизонталей.
Современный темп изменения и увеличения знаний настолько высок, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей, дает основу высшему руководству для принятия решений. Знание того, чего мы хотим достичь, помогает наметить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решений. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри университета. Сегодня стратегическое планирование становится скорее правилом, чем исключением.
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается университет (как юридическое лицо), связаны с семью областями воздействия внешей среды, и их можно разделить на:
  • экономические;
  • технологические;
  • конкретные;
  • рыночные;
  • социальные;
  • политические;
  • международные.
Следует отметить, что рынок не отвергает планирование. Наоборот, в условия конкуренции выходить на рынок с предложением своего спектра образовательных, медицинских и других услуг без заранее продуманного, экономически обоснованного плана их развития очень проблематично.
Чтобы план выполнял возложенные на него функции и обеспечивал экономическую устойчивость ВУЗа, он должен удовлетворять следующим требованиям:
  1. Быть гибким с возможностью реализации механизма корректировки по результатам анализа «план-факт».
  2. Быть точным, ясным.
  3. Быть комплексным и полным.
  4. С участием исполнителей в разработке плана, разграничением в плане прав, обязанностей и ответственности руководителей всех уровней.
Процесс внутривузовского финансового планирования можно определить как бюджетирование.
Значение финансового планирования возросло с тех пор, как была расширена академическая свобода ВУЗов и их хозяйственная самостоятельность.
Процедура определения и распределения совокупных финансовых средств ВУЗа строится как последовательность управленческих решений, т.е. бюджетное планирование.
Бюджет ВУЗа – это финансовое, количественно определенное выражение плана его экономически устойчивого развития для достижения поставленных целей.
Доходная часть бюджета ВУЗа формируется из:
  • нормативного бюджетного финансирования;
  • доходов от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности;
  • доходов от аренды площадей ВУЗа.
Расходная часть состоит из:
  • расходов на оплату труда, выплату стипендий, трансфертов;
  • расходов на оплату коммунальных услуг;
  • расходов по текущему и капитальному ремонту, в т.ч. общежитий, обслуживанию и содержанию зданий, сетей, коммуникаций и пр.;
  • выбора и финансирования приоритетных направлений развития ВУЗа.
Можно утверждать, что планы руководства не будут осуществлены в полном объеме, пока все исполнители не поймут содержание этих планов, взаимоувязанных с доходной и расходной частями бюджета. В расходной части бюджета указаны максимальные суммы, которые могут быть потрачены на оплату труда, ремонт и другие направления по исчерпывающему списку.
Одним из важных условий экономически устойчивого развития ВУЗа является хорошо продуманная организационная структура с распределением функций и закреплением за должностями прав и ответственности. Следовательно, элементами такой организационной структуры становятся центры ответственности - структурные подразделения ВУЗа.
Руководитель каждого такого центра должен иметь административные права, определенную финансовую самостоятельность и ответственность за целесообразность принимаемых в пределах своей компетенции решений.
В нашем ВУЗе центрами ответственности являются факультеты, кафедры, хозяйственные, административные структурные подразделения и, соответственно, их руководители. С точки зрения управления экономикой ВУЗа, эти центры должны стать центрами финансовой ответственности (ЦФО).
Планируется в 2005 году в практике выделения ЦФО реализовать принцип соответствия организационной структуре.
Для этого необходимо учесть следующие условия:
  • в каждом ЦФО должны быть показатели для изменения объема деятельности и база для распределения расходов;
  • в каждом центре должен быть ответственный, наделенный и правами и обязанностями, отвечающий за принятые решения и перед коллективом ЦФО, и перед ректором;
  • каждый центр должен иметь Положение, регламентирующее его деятельность и финансовую ответственность, не противоречащие Положению о планово-финансовом управлении ВУЗа.
    Степень детализации учета деятельности каждого ЦФО должна быть достаточной для анализа, но не избыточной.
    Разработка пакета нормативных документов, регламентирующих деятельность центров финансовой ответственности послужит основой для создания в университете системы бюджетирования.
    Цели бюджетирования ВУЗа
    Составление бюджетов преследует следующие цели:
    1. Разработка концепции устойчивого развития ВУЗа.
      В том числе:
      • планирование финансово-хозяйственной деятельности университета на определенный период;
      • оптимизация распределения ресурсов;
      • координация деятельности различных подразделений и центров финансовой ответственности.
    2. Коммуникация - доведение бюджетных показателей до сведения руководителей разных уровней.
    3. Мотивация руководителей и исполнителей на местах на достижение целей развития ВУЗа.
    4. Контроль и оценка работы руководителей на местах путем сравнения фактических данных с бюджетными нормативами.
    5. Выявление потребностей в финансовых ресурсах, оптимизация денежных потоков.
    Для формирования и использования интегрального бюджета (общей сметы) в июне 2004 года создано Планово-финансовое управление. Главная задача управления заключается в реализации доходной части планового бюджета ВУЗа в 2004-2005 финансовых годах в строгом соответствии с принципом бюджетного равновесия, а именно:
    • по устойчиво сложившимся источникам доходов;
    • исходя из уровня доходов предыдущего финансового года;
    • с помощью прогнозирования увеличения доходной части, которое осуществляется на основе анализа устойчивости положительной динамики по конкретным источникам доходов за несколько предшествующих лет.
    В части расходной части бюджета в 2004-2005 году ПФУ должно обеспечить:
    1. Принцип бюджетного равновесия, который предполагает бездефицитность бюджета. Планируемые расходы не превышают плановые доходы.
    2. Для безусловного выполнения данного принципа обязательным является формирование резервного фонда в размере не менее 1% от интегрального бюджета ВУЗа.
    3. Принцип финансовой устойчивости, которая предполагает ликвидность обязательств по расходам, которые берет на себя ВУЗ и структурные подразделения.
    Это означает, что суммарные плановые обязательства по расходам не должны превышать складывающийся уровень доходов.
    Современные подходы к системе управления ВУЗом требуют создания информационной системы и базы данных, способствующих принятию решений при возникновении различных ситуаций. Одной из проблем является то, что носителями этих знаний являются несистематизированные документы и сотрудники, статус которых может измениться, что приведет к потере информации. Кроме того, решение комплексных проблем с участием многих лиц неизбежно затягивается в силу загрузки их параллельными работами, различных личностных интересов и т.п.
    Наличие развитой базы данных позволит существенно повысить оперативность и обоснованность принятия стратегических и тактических решений.
    Новые процессы управления в ВУЗе, более гибко реагирующие на изменение текущей ситуации, должны использовать для этого весь доступный арсенал информационных технологий и обеспечивать возможность быстрого анализа:
    • путей совершенствования организационной структуры управления ВУЗом;
    • проблем и условий устойчивого развития ВУЗа;
    • путей оптимизации финансовых потоков;
    • инфраструктуры и инвестиционных возможностей университета;
    • экстремальных ситуаций, в том числе в свете предстоящей коренной ломки системы высшего образования и здравоохранения с изменением сопутствующих эти системам федеральных законов.
    В 2005 году необходимо достичь такого качества информационной системы ВУЗа, которая позволит ректору:
    • получать непрерывную, объективную информацию о состоянии ВУЗа в целом и его структурных подразделениях;
    • выявлять тенденции ВУЗа, т.е. понять, к чему придем в будущем, если не произойдет каких-либо кардинальных изменений;
    • получать ответы на вопросы, «что будет, если...»;
    • проводить оценку рисков;
    • отслеживать изменения, происходящие с внешней средой, и ее влияние на внутренние процессы: учебно-образовательные, научно-исследовательские и вспомогательные;
    • планировать и проводить текущие производственные совещания на расширенном информационно-аналитическом базисе.
    Увеличение доходов возможно за счет:
    • привлечения источников дополнительного финансирования, привлечения к себе внимания потенциальных инвесторов;
    • расширения видов образовательных услуг;
    • расширения ведения научно-исследовательской деятельности;
    • ведения иной предпринимательской деятельности; развития комплекса общественного питания на территориях университета и его использования, в том числе и для проведения мероприятий, предоставления различного рода платных услуг студентам, сотрудникам ВУЗа;
    • расширения типографских услуг;
    • рентабельного использования имущества ВУЗа, в т.ч. на базе создаваемых клиник в МСЧ-40, клинике семейной медицины, стоматологической клиники;
    • оказания платных медицинских услуг на базе кафедр университета.
    Уменьшение расходов возможно за счет:
    • сокращения расходов бюджетной и внебюджетной составляющей, в т.ч. на коммунальные услуги;
    • развития материально-технической базы и основных фондов в соответствии с изменяющимися потребностями университета по целевому назначению;
    • создания атмосферы заинтересованности и ответственности сотрудников и студентов в сохранении и эффективном использовании помещений, оборудования и материалов;
    • осуществления закупок материалов и услуг в соответствии с Федеральным законом «О государственных закупках», согласно ст. 71 Бюджетного кодекса РФ «Снижение ценовой характеристики в результате конкурентной борьбы вредных поставщиков»;
    • обеспечения нормативного режима условий труда, обучения и проживания сотрудников и студентов;
    • оптимизации системы финансирования деятельности хозяйственного управления;
    • создания системы повышения квалификации, стимулирования и закрепления кадров;
    • оптимизации расходов бюджетной составляющей с точки зрения налогового бремени.
    Besucherzahler where to meet single russian and ukraine women
    счетчик посещений

    Адрес: 400131, г. Волгоград, пл. Павших Борцов,1; Телефон: +7 (8442) 38-50-05 Написать письмо