Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волгоградский государственный медицинский университет
RUS
» ENG
|
||||||||
Факультеты >> Медико-биологический >> Обучение на факультете
|
обновлено 23.12.2024 |
|||||||
Медико-биологический факультет
Учебные материалы
Результаты зимней экзаменационной сессии 2009-2010 учебного года
На медико-биологическом факультете в зимней экзаменационной сессии участвовало 327 студентов. Абсолютная успеваемость по факультету составила – 84,4% со средним баллом – 3,9.
Места по успеваемости на факультете распределились следующим образом:
Без троек сдали зимнюю экзаменационную сессию 153 (46,8%) студента. 69 студентов (21% от общего числа сдававших зимнюю экзаменационную сессию) получили только отличные оценки:
Шесть студентов медико-биологического факультета на протяжении всех лет обучения сдают экзаменационные сессии только на «отлично» (на 4 курсе - Ващенко А.А.; на 5 курсе - Дубина И.А., Толкачев Б.Е.; на 6 курсе – Бондарев А.М., Карева А.А., Сохацкая Е.С.).
Без двоек сдали экзамен по истории студенты первого курса, экзамен по биологии – студенты второго курса, по медицинской биофизике - студенты четвертого курса, экзамен по клинической биохимии – студенты пятого курса.
Неудовлетворительные оценки, полученные студентами медико-биологического факультета, составили 15,6% в общей структуре оценок зимней экзаменационной сессии 2009-2010 уч.гг.
Не выполнили учебную программу осеннего семестра и были отчислены из Волгоградского медицинского университета:
Организация учебного процесса
Подготовка специалистов на медико-биологическом факультете осуществляется согласно образовательно-профессиональной программе. Учебный процесс по подготовке врачей-биохимиков организован на основе учебных планов. Студенты обучаются по учебному плану, утвержденному ректором ВолГМУ (В.И.Петровым) и согласованному с Департаментом образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФ (Н.Н.Володиным) и с Председателем УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию (М.А.Пальцевым). Учебный план соответствует Госстандарту.
По каждой дисциплине (включая гуманитарные, социально-экономические, естественно-научные, математические, медико-биологические, профессиональные и дисциплины специальности) на кафедрах и в деканате имеются государственные программы, на основе которых созданы рабочие программы с учетом специфики преподавания отдельных предметов. Особое внимание уделяется освоению практических навыков (для врача-биохимика это является приоритетным разделом обучения), индивидуализации обучения, контролю за текущим и конечным уровнем знаний студентов. Весь комплекс учебно-методической документации на кафедрах регулярно обновляется и дополняется в соответствии с изменениями в учебных планах и государственных программах, а также с учетом новых достижений в развитии теоретической и практической медицины.
С целью координации и преемственности преподавания в последние годы цикловыми методическими комиссиями по дисциплинам, УМК «Медицинская биохимия» и коллективами кафедр факультета подготовлена и внедрена сквозная междисциплинарная программа.
Подготовка врачей-биохимиков осуществляется на 6 профильных кафедрах медико-биологического факультета (теоретической биохимии с курсом клинической биохимии, иммунологии и аллергологии, молекулярной биологии и генетики, математики и информатики, физики и внутренних болезней педиатрического и стоматологического факультетов).
Организация образовательного процесса по специальности «Медицинская биохимия» характеризуется применением новых образовательных технологий, внедрением прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современным требованиям. В ходе учебного процесса применяются современные наглядные средства преподавания, такие как видеофильмы на медико-биологическую и клиническую тематику, записанные в цифровом формате (кафедры физики, биологии), разработаны виртуальные лабораторные практикумы (кафедры физики, биохимии). Важным шагом в совершенствовании учебно-методической работы коллектива медико-биологического факультета является внедрение обучающих и контролирующих мультимедийных систем. Примером является создание мультимедийных курсов кафедрой теоретической биохимии с курсом клинической биохимии. Студенты имеют свободный (бесплатный) доступ в Интернет, где кафедрами медико-биологического факультета на сайте ВолГМУ в доступной форме представлена информация учебно-методического и научно-исследовательского плана. С целью повышения мотивации к изучаемой дисциплине, а также обеспечения систематического контроля за приобретением знаний на кафедрах медико-биологического факультета широко используется тестовый контроль знаний (определение исходного уровня знаний, текущий и итоговый). Применение тестового контроля активизирует познавательную деятельность, позволяет оперативно выявить недостатки в знании каждой темы и представляет возможность своевременно внести коррективы.
Процесс обучения на медико-биологическом факультете предусматривает, помимо освоения базовых теоретических знаний, последовательное освоение практических навыков на разных этапах. Важным этапом закрепления теоретических знаний и практических умений является производственная практика, которая проводится в соответствии с учебным планом. Руководство, координацию и методическое обеспечение проведения производственной практики обеспечивает деканат по производственной практике.
Качество подготовки специалистов
Основополагающим документом при осуществлении образовательной деятельности являются учебные планы по каждой специальности и каждому предмету учебные планы разрабатываются на основе Государственных образовательных стандартов по этим направлениям и являются документами долгосрочного планирования. В учебных планах через планирование перечня и объема учебных дисциплин реализуются основные цели, сформулированные Ученым Советом ВолГМУ.
По каждой учебной дисциплине кафедры разрабатывают и представляют в деканат рабочие программы, которые являются документом краткосрочного планирования. В рабочих программах четко сформулированы цели и задачи, отражающие нацеленность на конечный результат. Цели согласовываются с профильными кафедрами факультета, ответственными за качество подготовки на конечном этапе - итоговой аттестации. Учебные планы и программы разрабатываются на базе матриц логических связей (сквозные программы как по вертикали, так и по горизонтали), в них учитываются запросы как внешних, так и внутренних потребителей (практическое здравоохранение и смежные кафедры).
По каждой теме занятий имеются методические рекомендации как для студентов, так и для преподавателей, соответствующие программе подготовки специалистов. В методических рекомендациях отражены современные проблемы изучаемой темы, предложена схема ориентировочной основы действия, расписаны этапы занятия и форма контроля студентов. Большая часть методических рекомендаций издана типографским способом и имеет гриф Министерства здравоохранения РФ или УНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. Сотрудники профильных кафедр являются авторами (соавторами) учебников, учебно-методических пособий и монографий по основным направлениям специальности.
С учетом регионального компонента (до 15%) в программы и учебные планы вносятся коррективы, которые утверждаются на заседаниях УМК факультета и Учебно-Научно-Методического Совета ВолГМУ, доводятся до сведения членов Ученого совета факультета и университета, а также до заинтересованных лиц.
Для улучшения качества подготовки специалистов исключительно важная роль отводится организации контроля за качеством учебного процесса. Система контроля факультета за качеством включает в себя комплекс взаимосвязанных мероприятий, многоуровневый контроль и поливариантные формы контроля. Система многоуровневого контроля за состоянием учебно-методической работы на кафедрах и факультете в целом осуществляется соответственно комплексному плану контрольных мероприятий многими подразделениями и комиссиями.
На факультете сформирована система контроля качества образовательного процесса по специальности «Медицинская биохимия», которая включает анализ конкурса абитуриентов при поступлении на медико-биологический факультет; посеместровый анализ показателей успеваемости, среднего балла, процентного соотношения отличных и прочих оценок (как в целом по факультету, так и внутри дисциплин), процент отчисления и повторных лет обучения; процент выпускников медико-биологического факультета, рекомендуемых кафедрами на научную работу и для продолжения обучения в аспирантуре и клинической ординатуре; процент выпускников, получивших по окончании медико-биологического факультета диплом с отличием; количество и значимость полученных студентами именных стипендий, премий, наград и других видов поощрения за участие в конкурсах и программах, касающихся учебной, научной и практической медицинской деятельности; заключения-отзывы по производственной практике студентов медико-биологического факультета; рецензии внутренних и внешних рецензентов на дипломные работы выпускников, отзывы органов практического здравоохранения о подготовке медицинских кадров на медико-биологическом факультете ВолГМУ.
Показателем качества подготовки специалистов на медико-биологическом факультете является также то, что за последние три года 5 студентам назначались именные стипендии Президента РФ и Ректора ВолГМУ.
Качество подготовки специалистов ежегодно оценивается по результатам контроля исходного уровня знаний материала по предшествующим дисциплинам («выживаемость знаний»), промежуточного и итогового контроля. При завершении цикла занятий на кафедрах осуществляется итоговая аттестация, которая на выпускающих кафедрах включает в себя тестовый контроль освоения программного материала, оценку владения практическими навыками лабораторного исследования. На выпускающих кафедрах много внимания уделяется усовершенствованию методов обучения и контроля за качеством освоения практических умений студентов.
Приоритет отдается оценке практических умений студента непосредственно в лабораторных условиях. Все это обеспечивает достаточно высокий уровень оценки знаний студентов медико-биологического факультета на итоговых переводных экзаменах по дисциплинам.
Формы и содержание самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов
Эффективному освоению профессиональных знаний способствует повышение требований к самостоятельной работе студентов по изучению теоретического материала, самостоятельной лабораторной работе под руководством преподавателя, овладению современной медицинской диагностической аппаратурой. В связи с этим одним из главных направлений учебно-методической работы кафедр медико-биологического факультета является определение форм, организации и методического обеспечения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов на старших курсах с целью формирования профессионально необходимых навыков, а также приобретения опыта самостоятельного проведения научных исследований.
На выпускающих кафедрах используются такие методы самостоятельной работы, как реферативные сообщения и обзорные доклады, участие в научно-практических конференциях. Самостоятельная работа студентов обеспечена тематическими учебно-методическими пособиями и рекомендациями, определены формы контроля качества. По итогам общевузовской конференции при активном участии теоретических и клинических кафедр факультета издана коллективная монография «Организационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в медицинском вузе», в которой обобщен опыт работы кафедр и определены основные перспективные инновационные направления ее совершенствования.
Самостоятельная работа студентов реализуется также в деятельности студенческого научного общества. Студенческие научные кружки работают на всех кафедрах медико-биологического факультета и по результатам их деятельности дважды в год проводится студенческие научные конференции (в ноябре – Областная межвузовская и в апреле - итоговая научная конференция ВолГМУ). Студенческое научное общество ВолГМУ в течение многих лет является резервом подготовки научно-педагогических кадров в клинической ординатуре и аспирантуре. Важным следует считать и тот факт, что активная работа студента в студенческом научном обществе является обязательным условием для рекомендации выпускника медико-биологического факультета на научную работу.
Условия реализации профессиональных образовательных программ
Студенты медико-биологического факультета обучаются в соответствии с учебной программой и Учебным Планом на 28 кафедрах Волгоградского государственного медицинского университета. Профессиональную подготовку специалистов (врачей-биохимиков) осуществляют 6 профильных кафедр факультета, которые возглавляют профессора, доктора медицинских наук (кафедры теоретической биохимии с курсом клинической биохимии, иммунологии и аллергологии, молекулярной биологии и генетики, математики и информатики, физики и внутренних болезней педиатрического и стоматологического факультетов).
Подготовка по специальности проводится высококвалифицированным профессорско-преподавательским коллективом. Из 80 преподавателей на кафедрах медико-биологического факультета 59% сотрудников имеют ученые степени. Из них 10 преподавателей имеют ученую степень доктора медицинских или биологических наук, что составляет 13%; 8 - ученое звание профессора (10%); 37 - ученую степень кандидата наук, что составляет 46%. Ведущие специалисты кафедр медико-биологического факультета составляют научное ядро Научного центра РАМН ВолГМУ и Администрации Волгоградской области. Заведующий кафедрой теоретической и клинической биохимии д.м.н. профессор О.В.Островский является главным специалистом по клинико-лабораторной диагностике комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области, имеет высшую врачебную категорию.
Сотрудники медико-биологического факультета постоянно повышают свою квалификацию на базе ведущих научно-медицинских и образовательных центров Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, а также за рубежом (в США, Великобритании, Бельгии, Малайзии и других странах). По вопросам учебно-методической работы кафедры, осуществляющие подготовку выпускников по специальности «Медицинская биохимия», сотрудничают со многими высшими учебными заведениями страны, государственными медицинскими вузами, прежде всего в Москве, и Томске, где функционируют медико-биологические факультеты.
Высокая мотивация студентов медико-биологического факультета к обучению обусловлена и авторитетом Университетской медицины в регионе, связанным с активным взаимодействием сотрудников медико-биологического факультета ВолГМУ с практическим здравоохранением. Заведующие кафедрами возглавляют клинико-диагностическую работу в базовых для кафедр клиниках в рамках реализации концепции предметно-профессонального обучения на всех кафедрах для обучения и контроля знаний студентов применяются, кроме традиционных методов обучения, ситуационные задачи и различные варианты тестовых заданий, разрабатываемые кафедрами мультимедийные технологии.
Для углубленного изучения ряда вопросов клиническими и теоретическими кафедрами факультета разработаны 9 программ элективов, из которых в 2008-2009 учебном году проводится 6:
Кураторами элективов являются профессора кафедр. Опыт проведения элективов на медико-биологическом факультете свидетельствует о высокой эффективности этой формы обучения. Внедрение преподавания элективных дисциплин на выпускающих кафедрах способствует расширению круга профессиональных знаний будущего выпускника, успешному выполнению ими дипломной работы. Все они обеспечены программами и утвержденными учебно-методическими материалами.
Обеспеченность учебной литературой
Учебный процесс на факультете обеспечен необходимыми учебниками, учебно-методическими пособиями, рекомендациями, монографиями отечественных и зарубежных специалистов. Библиотечный фонд университета располагает достаточным количеством основной и дополнительной литературы, рекомендованной МЗ РФ и ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. Кроме того, сотрудники факультета принимают активное участие в разработке и создании учебной литературы для медико-биологических факультетов медицинских вузов страны.
|
||||||||