|
Контроль за качеством учебного процесса
Контроль за качеством учебного процесса и результатов обучения проводится на уровнях преподавателя кафедры, заведующего кафедрой, декана, ректората, УНМК факультета, УНМС университета, Ученых Советов факультета и университета. Важным элементом совершенствования учебного процесса в университете и соответственно на факультете является создание сквозных программ по основным дисциплинам. Учебный процесс на кафедрах организован в соответствии с типовыми программами по соответствующей дисциплине, рабочими программами, тематическими и календарными планами лекций и практических занятий.
В 1998-1999 учебном году на факультете осуществлена подготовка к проведению государственного междисциплинарного экзамена. С этой целью на выпускающих кафедрах создан банк данных для тестового контроля по основным фармацевтическим дисциплинам. Для тестирования используются тестовые задания, разработанные Всероссийским учебно-научно-методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. Многие кафедры имеют собственные тестовые задания, которые также широко используются для промежуточного контроля знаний и при сдаче экзаменов.
В настоящее время проводится большая работа на базе межкафедрального сертификационного центра по созданию единого банка тестовых заданий. Система контроля знаний у студентов факультета имеет несколько этапов:
- На уровне преподавателя кафедры проводится входной, текущий, итоговый и выходной виды контроля знаний. Контролю подвергается вся учебная группа. Контрольные задания утверждаются на заседаниях кафедры по представлению завуча или профессора кафедры, курирующего данный раздел работы. Результаты контроля анализируются на кафедре и по ним разрабатываются соответствующие мероприятия индивидуализация обучения студентов в часы самостоятельной работы по определенным темам дисциплины, организация дополнительных консультаций, вынесение на УМК обсуждение вопросов, касающихся преемственности и координации преподавания определенных тем дисциплин.
- На уровне заведующего кафедрой осуществляются контрольные посещения практических занятий и лекций. Осуществляется контроль за качеством учебного процесса в течение всего учебного года. Кафедральный контроль проводится с целью выявления полноты и качества выполнения рабочей программы дисциплины различными преподавателями. Регулярно подводятся итоги по результатам проверки, которые обсуждаются на заседаниях кафедры.
- Деканат контролирует качество проведения учебного процесса на кафедрах. Осуществляется контроль за учебно-методической работой кафедр, проверяется состояние документации, определяющей организацию и содержание учебного процесса кафедры. Регулярно проводятся контрольные недели, в ходе которых деканат посещает практические и лекционные занятия. Результаты контрольных посещений анализируются на заседаниях УМК и Совета факультета, заслушиваются на ректорате и заседаниях Ученого Совета ВолГМУ.
На профильных кафедрах факультета практикуются следующие формы контроля:
- Исходный (входной) контроль проводится в начале курса с целью выявления подготовки студентов по базовым для данного курса дисциплинам (исходный уровень знаний).
- Текущий контроль проводится при изучении каждой дисциплины с целью проверки и корректировки освоения теоретического материала практических умений и навыков.
- Итоговый контроль проводится с целью оценки уровня знаний, умений, навыков, полученных при его изучении. Проводится в виде зачета или экзамена по дисциплинам, предусмотренным учебным планом.
- Контроль остаточных знаний («выживаемость» знаний) проводится по решению кафедры, УМК, УНМК, деканата или ректората с целью оценки глубины и востребованности приобретенных в процессе обучения знаний, умений.
- Внешний контроль, как правило, проводится выпускающей кафедрой с целью определения качества подготовки выпускников в сфере их профессиональной деятельности.
Результаты курсовых переводных экзаменов и итоговой государственной аттестации выпускников за последние годы свидетельствуют, что большинство выпускников фармацевтического факультета владеют достаточно глубокими теоретическими знаниями в различных областях фармации и умения использовать их в практической деятельности провизора.
Система показателей качества знаний по факультету включает:
- Конкурс абитуриентов, поступающих на фармацевтического факультет ВолГМУ.
- Посеместровый анализ показателей успеваемости, среднего балла, процентного соотношения отличных и прочих оценок как по факультету, так и по отдельным дисциплинам, процентного отчисления студентов за академическую неуспеваемость.
- Количество (процент) выпускников, рекомендуемых для постдипломного обучения в аспирантуре.
- Количество (процент) выпускников, окончивших обучение на факультете с отличием.
- Результаты производственной практики на фармацевтическом факультете.
Кроме того, эффективность политики и стратегии в области качества учебной работы оценивается по следующим показателям:
- Количество защищенных кандидатских диссертаций выпускниками фармацевтического факультета ВолГМУ.
- Объем внебюджетного финансирования, выигранных грантов, исследовательских программ.
- Количество изданных учебников, учебно-методических пособий, монографий.
- Количество полученных авторских свидетельств и патентов на изобретения.
- Стабильность преподавательского, научного и административно-хозяйственного коллектива.
- Количество полученных премий, наград, поощрений.
- Количество проведенных мероприятий международного, общероссийского и академического уровня.
|
|