|
В августовском номере делового журнала «Губернский»( http://www.gubernskiy.ru/) было опубликовано интервью с ректором нашего университета, академиком РАМН Владимиром Ивановичем Петровым. Предлагаем эту публикацию Вашему вниманию.
Волгоградский государственный медицинский университет на протяжении более 15 лет входит в число десяти лучших медицинских вузов страны. А по ряду показателей, таких как разработка методических пособий, разработка и внедрение новых препаратов и лечебных программ, занимает лидирующее положение. Об истории университета и о том, как здесь реализуют сразу два приоритетных национальных проекта — «Здравоохранение» и «Образование», — рассказывает ректор ВолГМУ, академик РАМН Владимир ПЕТРОВ.
- Владимир Иванович, расскажите, пожалуйста, немного о своем университете.
- Волгоградский медицинский институт был основан в 1935 году. В настоящее время ему присвоен статус университета, он имеет государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего, дополнительного, послевузовского и среднего профессионального образования, внесен в Перечень медицинских вузов мира ВОЗ. В составе университета имеются восемь факультетов: лечебный, педиатрический, фармацевтический, стоматологический, фармакологический, медико-биологический, факультет социальной работы и клинической психологии, факультет усовершенствования врачей (ФУВ), а также факультеты довузовского и послевузовского образования. В распоряжении университета находятся четыре учебных здания, пять крупных многопрофильных клиник на семь тысяч коек, экспериментальные базы, компьютерный центр, комфортабельные общежития, а также несколько спортзалов, бассейн, стадион и спортивный лагерь. 50 процентов от приема студентов на бюджетной основе — это целевой набор. Таким образом, мы готовим специалистов для сельских районов Волгоградской области.
При ВолГМУ работает медицинский колледж, где ведется подготовка специалистов среднего медицинского звена по специальностям «Стоматология» и «Фармация». Кроме того, министерством образования Волгоградский государственный медицинский университет аттестован на право подготовки специалистов для зарубежных стран. В нашем университете учились студенты из 70 стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. За это время подготовлено более 3,5 тысячи зарубежных врачей. Начиная с 2000 года, в университете имеется возможность обучения на английском языке.
- Сколько специалистов подготовил ваш вуз за всю историю своего существования?
- Более 35 тысяч. Мы были первым вузом в стране, который начал подготовку иностранных врачей в 1962 году. На первое января 2007 года в Волгоградском медицинском университете обучались 5624 студента из России, из них 561 на заочном обучении, и 972 зарубежных студента. В этом году наш университет выпустил самое большое число врачей за свою историю — 741.
- Все ваши выпускники идут работать по специальности?
- Да, более 90 процентов. Хотя среди них есть и бизнесмены, и политики, но их немного...
- Можно ли назвать кого-то из наиболее известных ваших выпускников, которыми можно гордиться?
- Думаю, что можно гордиться каждым из них. Если говорить обо всей истории существования вуза, то всех и не назовёшь! Герой Социалистического Труда Михаил Иммануилович Елаев. Народные врачи Советского Союза и России, премьер-министры и министры здравоохранения зарубежных стран, начальники крупных медицинских воинских подразделений, дипломаты, послы... Места не хватит всех перечислять!
- Владимир Иванович, отличаются ли нынешние студенты от тех, что были раньше?
- Студент нынешний отличается, конечно, от студента прошлых времен. Во-первых, он стал более прагматичным. И это правильно. Молодые люди понимают, что если будут плохо учиться, то, естественно, в условиях рынка выжить им будет сложно. Должен сказать, что сейчас в Волгограде кадрового голода на рынке медицинских услуг не наблюдается. И поэтому есть конкуренция, то есть, нужны выпускники с глубокими знаниями, отличающиеся разумением, хорошими практическими навыками. Для того чтобы молодой специалист мог осваивать новые нанотехнологии, которые мы уже внедряем, он должен обладать аналитическим складом ума.
Вторая отличительная черта нынешнего студента — это, к сожалению, очень слабое базовое школьное образование. Несмотря на проводимые в этой сфере реформы (а может благодаря им), уровень школьного образования настолько ухудшился, что мы наблюдаем просто удивительную неподготовленность! И это у нас, где большой конкурс даже на внебюджетные, то есть платные факультеты и группы. Дети очень резко расслоились — на очень подготовленных, которых где-то десять процентов, но еще десять процентов — это удивительно необучаемые студенты, которые искренне считают и даже пытаются мне доказывать, что во время Великой Отечественной войны Гитлер и Сталин выступали единым фронтом против Америки и Англии... И это обычные городские школьники, которые легко изъясняются на английском и могут в совершенстве знать компьютер! Дети же из села знают историю, но у них может не быть знаний химии, потому что там отсутствовал специалист-предметник. И третье — это то, что они все равно... хорошие. И «хорошесть» их в том, что они душевно и трепетно переживают все, что происходит в родном Отечестве, и стараются участвовать по возможности в жизни страны. Хотя, должен сказать, я категорический противник политизации студентов и высшего образования в целом. Я совершенно официально заявляю, что вузы должны заниматься подготовкой высокопрофессиональных специалистов. Нам не нужно выводить студентов на площади, чтобы они кричали о том, как хороша одна партия и плоха другая.
- Вы в своем вузе как-то боретесь с этим?
- У меня нет никаких политических партий. Я выполняю пункт 1 «Закона об образовании», где четко говорится о том, что никакой политики в вузах быть не должно, а те, кто будут заниматься политикой, не имеют права занимать преподавательские должности. Я предпочитаю занимать умы своих студентов общечеловеческими ценностями, культурными, нравственными, этическими, приобщая их к культуре, живописи, истории Отечества, объясняя им величие родины. Патриотизм должен воспитываться через историю и через любовь к Отечеству, а не через мимолетные пиаровские кампании. Это мое твердое убеждение. И для того, чтобы понять, что я прав, стоит только вспомнить все, что происходило в Восточной Европе. На чьих плечах происходили все «бархатные революции»? Надо бережнее обращаться с умами студентов!
- Насколько мне известно, у вашего вуза налажено очень тесное сотрудничество с администрацией области. В чем оно выражается?
- — Самое главное — это наш Волгоградский научный центр РАМН и администрации Волгоградской области. Такого нет ни в одном регионе России, и мы гордимся тем, что он есть у нас. Центр был образован в июле 2002 года совместным постановлением Президиума Российской академии медицинских наук и главы администрации региона. Приоритетные направления исследований Центра — изучение фармакологической регуляции нормальных и патологических процессов, разработка новых оригинальных лекарственных средств, исследование механизмов патологических процессов как основы болезней и создание новых экспериментальных моделей заболеваний человека. С самого начала перспективной задачей мы заявили и теперь проводим интеграцию приоритетных научных исследований в области биологии и медицины в Волгоградской области. Работа этого Центра финансируется из областного бюджета, из программы по здравоохранению Волгоградской области. То есть все разработки, связанные с применением бишофита, с оздоровлением школьников, борьбой с лихорадкой и прочие, делаем мы. И это хорошо для всех, потому что у нас — лучшие специалисты, наш профессорско-преподавательский состав. Поэтому наш научный центр — наша гордость, и это должно быть примером для других регионов.
- Ваше участие в реализации приоритетных национальных проектов?
- сказал
Самое непосредственное. Отвечу очень коротко. Я сам принимаю участие в образовательных и прикладных аспектах реализации проектов. Я выезжаю в село, в самую глубинку, смотрю тяжелых больных, учу, провожу консультации... Плюс образовательный проект, за который мы деньги получаем, — переподготовка врачей первичного звена для работы по новым технологиям. Это очень серьезная и важная работа. Мы делаем выезды во все районы, привозим во все районы области этих специалистов и учим. Оба нацпроекта мы соединили, и по обоим из них ведем громадную работу.
- Хотя бы в двух словах расскажите о научной работе вашего университета и о дальнейших планах на будущее.
- — В двух словах о нашей научной работе не скажешь. Результатом научно-практической деятельности только в прошлом году стало то, что было издано 22 монографии, защищено девять докторских и 64 кандидатских диссертации, получено 11 патентов и пять положительных решений на изобретения, внедрено в практическое здравоохранение, в научный и учебный процессы 81 предложение. По результатам научных исследований издано 18 методических рекомендаций (из них три утверждены Минздравсоцразвития РФ), профессорско-преподавательский состав и научные сотрудники университета выступали на научных съездах, симпозиумах и конференциях, представив 31 доклад на мероприятиях международного и 163 — всероссийского уровня. Опубликовано 1118 статей, в том числе в центральных изданиях и за рубежом. Кроме того, внедрен ряд инновационных проектов, еще ряд ждет своего часа. А планы на будущее — огромны! В основе всего — синтез образования, науки и инновационной деятельности, позволяющий разрабатывать и внедрять новые образовательные технологии мирового уровня, формируя тем самым у наших выпускников профессионализм и обеспечивая их конкурентоспособность на рынке медицинских услуг.
|
|