Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Волгоградский государственный
медицинский университет
RUS   » ENG  
эмблема ВолГМУ
 
Кафедры >> иностранных языков с курсом латинского языка
обновлено
23.11.2024

Кафедра иностранных языков с курсом латинского языка
КАФЕДРА ИСТОРИЯ СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЕ НАУКА РЕСУРСЫ
На кафедре проводятся занятия по английскому, немецкому, французскому и латинскому языкам со студентами всех факультетов на 1-2 курсах ( иностранные языки - 1-2 курсы: лечебный факультет - 259 часов , педиатрический факультет - 259 часов, стоматологический факультет - 212 часов, фармацевтический - 215 часов , медико-биологический факультет - 202 часа; латинский язык - 1 курс: лечебный факультет - 74 часа, педиатрический факультет - 74 часа, стоматологический факультет - 60 часов, фармацевтический факультет - 133 часа, медико-биологический факультет - 40 часов.), а также с аспирантами и соискателями.
Перспективы развития дисциплины «Иностранный язык» в медицинском ВУЗе
Актуальность обоснования значимости предмета «Иностранный язык» в процессе подготовки специалиста-медика обусловлена существованием целого ряда противоречий. К ним относятся противоречия:
  1. между низким качеством обучения иностранному языку в школе и требованиями Программы по дисциплине «Иностранный язык» в медицинском ВУЗе, где указывается, что первокурсники уже должны владеть иностранным языком в объеме средней школы, предполагающим владение целым рядом языковых умений и навыков к началу обучения в ВУЗе;
  2. между установкой на формирование языковой компетенции в рамках общеразговорной, бытовой тематики в средней школе и необходимостью развития навыков профессионально-ориентированного общения у будущего специалиста медицинского профиля;
  3. между системами «довузовской» подготовки в России и других странах. В Великобритании и США, а также целом ряде стран Европы иностранный язык изучается в колледже на этапе, предшествующем собственно высшему профессиональному образованию (Современные языки: изучение, преподавание, оценка// Общеевропейские компетенции владения иностранным языком. Проект 2. Проект по культурному сотрудничеству. Комитет по образованию. – Страсбург, 1996). В Российском медицинском образовании содержание обучения на младших курсах выполняет тождественные функции, осуществляя теоретическую и общеобразовательную подготовку к изучению клинических дисциплин. Таким образом, изучение иностранного языка на I-II курсе целесообразно и соответствует содержанию профессионального медицинского образования в странах Европы и США на доклиническом этапе;
  4. между общеевропейскими тенденциями в развитии образовании, в котором возрастает значимость владения иностранным языком и недооценкой актуальности иностранного языка как неотъемлемой составляющей образования специалиста в системе российского образования. Так, например, разработанный в Кэмбридже экзамен для получения сертификата о владении иностранным языком на минимальном необходимом уровне (First Certificate in English), является выпускным экзаменом в колледжах Греции, Польши, Словении и засчитывается как вступительный в высшие учебные заведения (см. там же - Общеевропейские компетенции владения иностранным языком. – Страсбург, 1996). Существующие программы средней школы и ВУЗа не способны обеспечить освоение иностранного языка в полном объеме;
  5. между требованиями, предъявляемыми к специалистам медицинского профиля, выезжающим за границу с целью обучения, стажировки и профессиональной деятельности и стандартами высшего профессионального образования в плане владения иностранным языком;
  6. между требованиями действовавшей до 2004 г. Программы подготовки к сдаче кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «Иностранный язык» и значительно возросшими требованиями, предъявляемыми в примерной программе кандидатского экзамена, разработанной в 2004 г. Московским государственным лингвистическим университетом под руководством д.пед.наук Халеевой И.И. Последняя программа одобрена экспертным советом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации по филологии и искусствоведению и утверждена Ученым Советом ВолГМУ.
Исходя из вышесказанного, считаем необходимым наметить ближайшие перспективы развития предмета «Иностранный язык» в медвузе и основные задачи, стоящие перед коллективом кафедры:
  • Процесс глобализации и интеграции образовательных процессов в Европе подразумевают возможность обучения студентов в различных международных вузах. Обеспечить этот процесс, не обучая студентов иностранному языку и без ознакомления с реалиями жизни в стране изучаемого языка, невозможно. Учитывая подавляющий низкий уровень подготовки в средней школе, ВУЗ должен взять на себя задачу формирования у студентов и аспирантов языковой компетентности.
  • Выработка государственной программы по дисциплине Иностранный язык в медицинском вузе требует дифференцированного подхода к определению целей и задач освоения предмета. Значительный опыт преподавания иностранных языков в нашем ВУЗе показывает, что существует, по крайней мере, три уровня базового владения иностранным языком. В этой связи, предъявление равных требований ко всем студентам является неоправданным.
Введение дифференцированного целевого, содержательного и процессуального аспектов освоения иностранного языка в зависимости от исходного уровня знаний студентов позволит обеспечить развитие у студентов языковой, коммуникативной и (для студентов с высоким базовым уровнем владения языком) социолингвистической компетентности.
Базовый уровень владения иностранным языкомУровень компетентности, подлежащий формированиюТехнологии обучения
НизкийЯзыковая компетентностьЯзыковые и речевые упражнения, контекстная игра с опорами
СреднийЯзыковая, коммуникативная компетентностьВышеуказанные и дополнительно – ролевая игра, творческие задания
В объеме средней школыЯзыковая, коммуникативная, социолингвистическая компетентностьВышеуказанные и дополнительно – ситуационные задачи, технологии проблемного обучения
Академические часы должны отражать специфику каждого уровня. Эксперты Совета Европы определили, что для формирования начального уровня языковой компетентности (Threshold Level) необходимо 350-400 часов за курс обучения. Но начальный уровень не способен обеспечить решение задач профессиональной коммуникации. Для формирования уровня EST (English for science and technology) или EOP (English for occupational purposes) потребуется 500-600ч.
Эффективность обучения может быть повышена за счет широкого привлечения целого ряда современных технических средств и технологий. На кафедре иностранных языков оборудован и используется компьютерный класс, позволяющий сочетать различные обучающие мультимедийные программы, презентации лекций по различным клиническим предметам, подготовленные в американских и британских университетах, собственные разработки программ компьютерного тестирования. Кроме того, используются видео- и DVD-проигрыватели для просмотра учебных фильмов профессионально-ориентированного содержания. При условии соответствующего данным задачам научно-методического потенциала сотрудников кафедры и наличия материально-технического оснащения в перспективе возможно осуществлять подготовку желающих к сдаче FCE (в сотрудничестве с координаторами Британского Совета) как минимального требования, необходимого для интеграции ВУЗа в общеевропейское образовательное пространство.
Перечень видеофрагментов (1), компьютерных программ (2) и аудиокурсов (3), используемых в учебном процессе
№ п/пАвтор(ы), название, язык (англ, нем, фр), время (мин)Кол-воНазначение: обуч., контр.
1Сюжеты СNN о системе здравоохранения (англ). 240 мин1Обучающая
2Сюжеты CNN и SBS “The Cutting Edge” (англ), 200 мин1Обучающая
3Сюжеты BBC по проблемам медицины (англ), 50 мин1Обучающая
4Family Album – программа для изучения повседневного английского и страноведческого материала (англ), 200 мин1Обучающая и контролирующая
5Сюжеты из National Geographic Journal (англ), 240 мин1Обучающая
6Английский язык для повседневного общения (англ), 120 мин1Обучающая и контролирующая
7Сюжеты по страноведению для изучающих немецкий язык (нем) 195мин1Обучающая
Besucherzahler where to meet single russian and ukraine women
счетчик посещений

Адрес: 400131, г. Волгоград, пл. Павших Борцов,1; Телефон: +7 (8442) 38-50-05 Написать письмо