|
С 1994 г. научно-исследовательская работа кафедры ведется по трем направлениям, соответствующим программе научных исследований Южного отделения Российской Академии Образования:
- Филологическое направление тема «Изучение особенностей подъязыков медицины». Результаты научно-исследовательской работы были обсуждены на конференциях (ВМА,1998; ВГТУ, 1998; Самара, 1998). Опубликовано 17 статей. Данные этимологического, структурно-вероятностного и семантического анализа лексики данных подъязыков медицины в английском, немецком, французском и латинском языках, отраженные в публикациях сотрудников кафедры, вносят вклад в развитие социолингвистики и ряда направлений функционального анализа языковых единиц. Значимость результатов выполненного исследования также заключается в создании терминологических словарей, успешно используемых в обучении студентов и аспирантов.
- Учебно-методическое направление тема «Интегрированный подход к обучению медицинской терминологии», соответствовавшая направлению научных исследований ВМА «Интегрированный подход в подготовке специалистов медицинского профиля». Материалы исследования представлены в 16 статьях и обсуждались на двух научно-методических конференциях (ВМА, 1998; ВМА, 2001). В рамках этой темы Губа Т.И. в 2001 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук на тему «Формирование профессиональной направленности студентов медицинского вуза в ситуациях билингвизма». Интегрированное преподавание комплекса гуманитарных и специальных предметов способствует формированию у студентов целостного образа будущей профессиональной деятельности и осознанию себя как носителя идеалов гуманности.
- Психолого-педагогическое направление тема «Личностно ориентированный подход в обучении иностранным языкам в медвузе. Материалы исследования неоднократно обсуждались на четырех научно-методических конференциях (ВМА, 1998, 1999 гг.; ВГПУ, 1998; центр «Квалитет», 1998). Опубликовано 19 статей. Исследование продолжается. В рамках данной темы Третьяк С.В. в 2002 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему «Формирование у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования». Выполненное исследование вносит вклад в развитие концепции личностно ориентированного образования, а его результаты могут служить научно-методической основой для разработки курсов преподавания гуманитарных предметов в медвузе.
С 2001 г. сотрудники кафедры приступили к исследованию социальных и психологических характеристик личности студента, обеспечивающих эффективное усвоение им подъязыка медицины. Новая тема научно- исследовательской работы кафедры «Социально-психологические параметры осуществления иноязычной коммуникации в профессиональной сфере медицины». Опубликовано 25 статей. В 2003 г. защищена диссертация Гавриловой И.С. на тему «Аксиологический смысл концепта «счастье» в лингвокультуре» на соискание ученой степени кандидата философских наук. В 2005 г. Попова И.А. защитила диссертацию на тему «Обучение иноязычному профессионально ориентированному чтению студентов-медиков (на материале английского языка)» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. В апреле 2006 г. Мартинсон Ж.С. защитила кандидатскую диссертацию по социологии.
За последние 5 лет штат кафедры пополнился десятью молодыми преподавателями, круг научных интересов которых включает филологию, педагогику, методику обучения иностранным языкам, социологию, философию, культурологию.
Научные результаты
- Н.В.Черватюк, В.В.Жура. Особенности адаптации иностранных студентов при совместном и раздельном обучении // Проблемы адаптации зарубежных студентов: Материалы II Всерос. науч. конф. «Медико-биологические, культурологические и психолого-педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов». Волгоград, 2001.
- В.В.Жура. Факторы, определяющие эмоциональный дейксис языковой личности // Гуманитарное образование и медицина: Сб. науч. тр.: Т.57, вып.2, Волгоград, 2001.
- В.В.Жура. Особенности содержательного аспекта высказываний, направленных на эмоциональное воздействие // Вестник ВолГУ: Сер.2. Филология: Научно-теоретический журнал. Волгоград, 2001.
- Т.И.Губа. Иностранный язык как структурный элемент профессиональной подготовки// Гуманитарное образование и медицина: Сб. науч. тр.: Т.57, вып.2. Волгоград, 2001.
- И.С.Гаврилова. Лингвокультурологический аспект концепта «счастье»// Гуманитарное образование и медицина: Сб. науч. тр.: Т.57, вып. 2 - Волгоград, 2001.
- Ж.С.Мартинсон, С.В.Клаучек, В.В.Жура. Влияние микросоциального статуса студента на уровень владения иностранным языком // Материалы научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н.Е.Введенского: Тезисы докладов. - Волгоград, 2002.
- М.В.Фролова, С.В.Клаучек, В.В.Жура. Микросоциальные и психофизиологические факторы успешности освоения «подъязыка медицины» (латинский язык) // Там же.
- В.И.Шаховский, В.В.Жура. Дейксис в сфере эмоциональной речевой деятельности. // Вопросы языкознания, 2002.-№ 5
Филология
| Зав.кафедрой иностранных языков с курсом латинского языка, к.филол.н., доцент Жура В.В. |
| Преподаватель Рудова Ю.В. |
| Преподаватель Сидорова Н.Ю. |
| Преподаватель Филиппова M.В. |
Педагогика и методика профессионального образования
| Доцент кафедры, к.пед.н. Третьяк С.В. |
| Старший преподаватель, к.пед.н. Попова И.А. |
| Преподаватель Худобина О.Ф. |
Философия
| Ст. преподаватель, к.филос.н. Гаврилова И.С. |
Социология медицины
| Доцент кафедры, к.соц.н. Губа Т.И. |
| Ст.преподаватель, к.соц.н. Мартинсон Ж.С. |
Культурология
| Ст.преподаватель Крайникова С.А. |
| Ст.преподаватель Фролова М.В. |
|
|