Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Волгоградский государственный
медицинский университет
RUS   » ENG  
эмблема ВолГМУ
 
Кафедры >> акушерства и гинекологии
обновлено
24.12.2024

Кафедра акушерства и гинекологии
КАФЕДРА ИСТОРИЯ СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЕ НАУКА РЕСУРСЫ
События
  • 2 октября 2007 г. с 17.00-18.00 на базе МУЗ «Клинический родильный дом» № 2 начинает работу фантомный класс кафедры акушерства и гинекологии для студентов 4-х курсов лечебного и педиатрического факультетов и 5 - 6 курсов лечебного факультета. Занятия проводятся каждый вторник, 30.10, 6.11, 11.12.07 занятия ведутся на русском и английском языках.
  • 19 октября г. в 14.50 в лекционной аудитории терапевтического корпуса ОКБ №1 состоится электив по акушерству на тему «Перинатальная психология» для студентов 4-х курсов лечебного и педиатрического факультетов.
  • 25 октября г. в 17.00 состоится заседание СНО в учебной аудитории гинекологического отделения ОКБ по теме: «Врожденные пороки развития плода в современном акушерстве».

На базе кафедры акушерства и гинекологии Волгоградской медицинской академии обучаются студенты 4,5,6 курсов лечебного и педиатрического факультета, 4 курса стоматологического факультета, а также интерны, клинические ординаторы и аспиранты по специальности акушерство и гинекология.
Для учебного процесса издано более 20 учебных пособий. Для текущего и экзаменационного тестирования сотрудники кафедры разработали компьютерные программы, сняли несколько учебных видеофильмов. Впервые в ВМА сделана установка для прямого видеомониторинга из операционной в учебную комнату.
Обучение студентов проходит на клинических базах родильных домов и гинекологических отделений города.

Ответственные на базах кафедры акушерства и гинекологии
Зав.кафедрой – профессор, д.м.н. Жаркин Н.А.
База Ответственный
Тракторозаводский роддом и гинекологическое отделение асс., к.м.н. Подобед Н.Д.
Центральный родильный дом №2 доцент, к.м.н. Селихова М.С.
Кировский родильный дом и гинекологическое отделение доцент, к.м.н. Костенко Т.И.
Краснооктябрьский родильный дом №5 доцент, к.м.н. Фальянц А.Г.
Гинекологическое отделение областной больницы №1 доцент, к.м.н. заслуженный врач РФ Егина Л.В.
Гинекологическое отделение больницы № 25 д.м.н. Андреева М.В.
Последипломное образование
На кафедре акушерства и гинекологии проводится обучение в клинической интернатуре и ординатуре по специальности акушерство и гинекология.
Клиническая интернатура
Клиническая интернатура - годичная специализация.
Обучение проводится на клинических лечебных базах: родильных домов №1, 2, 3, 5 и гинекологического отделения МУЗ КБ №25, гинекологического отделения ВОКБ №1 под руководством зав. отделений и преподавателей.
Теоретическая подготовка включает проведение семинарских занятий и лекционного курса по основным вопросам акушерства и гинекологии под руководством доцентов кафедры. Из смежных дисциплин - проводится теоретическая подготовка по онкогинекологии на кафедре онкологии ФУВ; проводится электив по детской гинекологии. В конце обучения сдается экзамен с правом получения сертификата врача по специальности акушерство и гинекология.
Клиническая ординатура
Клиническая ординатура - 2-х годичная специализация по акушерству в течение 1 года и гинекологии - 1 год. В течение 2-х лет клинической ординатуры работают на клинических базах родильного дома №1, 2, 3, 5, женской консультации Центрального района и городского перинатального центра, гинекологического отделения МУЗ КБ №25, гинекологического отделения тракторного и кировского района, гинекологического отделения ОК №5. Клинический ординатор (каждый по отдельности) имеет ответственного преподавателя кафедры к.м.н., кроме того на базах клинический ординатор работают под руководством зав. отделения.
Теоретическая подготовка осуществляется на семинарских занятиях под руководством доцентов и профессора кафедры. В течение 2-х лет клинический ординатор проходит теоретическую подготовку по смежным дисциплинам:
  • клиническая фармакология,
  • анестезия и реанимация,
  • трансфузиология и др.
Клинические ординаторы и клинические интерны участвуют в проведении клинических конференций по перинатальной патологии в проведении научно-практических конференций по акушерству и гинекологии, проводимых Департаментом областного и городского здравоохранения совместно ВолГМУ.
При успешном окончании клинической ординатуры получают сертификат врача и имеют возможность получить вторую аттестационную категорию.
Организация учебно-исследовательской работы студентов
«Нужно уметь извлекать из фактов смысл» (Аристотель)
Цель УИРС - способствовать подготовке специалистов, способных непрерывно пополнять свои знания, повышать теоретический и профессиональный уровень. УИРС как вид активной формы обучения должна формировать у студентов самостоятельность в овладении знаниями и творческую инициативу. Это не дополнение к учебному процессу. А его органическая составляющая, расширяющая теоретический кругозор, позволяющая овладеть методами научного познания, способствующая углубленному и творческому усвоению учебного материала, формированию навыков работы с научной литературой.
На кафедре УИРС выполняется каждым студентом в обязательном порядке под руководством преподавателя. В 1 семестре студентам предлагается список тем, из которых каждый выбирает ту, которая больше соответствует его будущим профессиональным интересам. Предлагаемые темы часто носят междисциплинарный характер, посвящены современным, подчас спорным и нерешённым окончательно проблемам акушерства и гинекологии.
В течение учебного года студенты осуществляют поиск научной и методической литературы по выбранной проблеме, анализируют в качестве примеров истории болезней пациенток с нозологией, соответствующей теме УИРС, и к концу 2 семестра представляют законченную работу, в определённоё мере отражающую взгляд на данную медицинскую проблему самого обучающегося (по результатам критического анализа литературных источников и клинических случаев). На последнем занятии весеннего семестра проводится доклад перед студентами группы. Автор отвечает на вопросы товарищей по обучению, защищая выбранную им концепцию изученной проблемы. Подготовка работы в рамках УИРС и её защита является обязательным для получения зачёта и допуска к экзамену по предмету.
Таким образом, в процессе УИРС на кафедре студенты учатся самостоятельной критической работе с научной литературой, пользованию библиографическими указателями, каталогами, картотеками. В процессе доклада и последующей дискуссии в группе вырабатывается навык краткого и чёткого изложения сути изученного материала, способность критически оценить и осмыслить различные точки зрения на данную научную проблему, вести научную дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
«Всё наше достоинство заключается в мысли. Ни пространство, ни время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить. Вот основной принцип морали» (Б.Паскаль).
Коллектив кафедры надеется, что форма организации УИРС, проводимая у нас, будет являться ещё одним шагом к обучению клиническому и научному мышлению будущих специалистов-медиков.
Ассистент, к.м.н. Н.Д.Подобед
Темы УИРС для студентов 4 курса лечебного факультета
  1. Возможности ультразвукового исследования в акушерстве.
  2. Инфузионно-трансфузионная терапия при массивных акушерских кровотечениях.
  3. Синдром системного воспалительного ответа, сепсис и септический шок в акушерской практике.
  4. Современные аспекты невынашивания беременности.
  5. Заболевания щитовидной железы и беременность. Профилактика и лечение йододефицитных состояний у беременных и родильниц.
  6. Экстракорпоральные методы детоксикации (гравитационная хирургия крови) в акушерстве.
  7. Использование методов регионарной анестезии в акушерстве (перидуральная, спинномозговая).
  8. Гуманизация родов. Реализация программы ВОЗ по поддержке и поощрению грудного вскармливания в Волгоградском регионе.
  9. Современные программы подготовки беременных к родам и материнству. Роль женской консультации.
  10. Эмболия околоплодными водами.
  11. Значение и возможности прегравидарной подготовки в снижении осложнений беременности.
  12. Рефлексотерапия: возможности применения в акушерстве.
Темы УИРС для студентов 4 курса педиатрического факультета
  1. Возможности современного акушерства в диагностике пороков развития плода. Внутриутробная хирургия пороков развития.
  2. Факторы риска и возможности диагностики внутриутробного инфицирования плода.
  3. Значение осложнений беременности и родов в возникновении перинатальных поражений ЦНС гипоксически-ишемического генеза у новорожденных.
  4. Фето-плацентарная недостаточность: факторы риска, диагностика, лечение, флияние на состояние плода и новорожденного, выбор оптимального срока и метода родоразрешения.
  5. Роль прегравидарных факторов в возникновении патологии беременности и неблагоприятных последствий для плода и новорожденного. Возможности профилактики ( прегравидарная подготовка).
  6. Влияние различных методов обезболивания родов и операции кесарева сечения на состояние новорожденных.
  7. Особенности течения беременности и родов у подростков: медицинский и социально-психологический аспект проблемы.
  8. Современные возможности подготовки семейных пар к родам и родительству. Роль женской консультации.
  9. Реализация программы ВОЗ по поддержке и поощрению грудного вскармливания в Волгоградском регионе. Гуманизация родов.
  10. Современные аспекты невынашивания беременности.
Темы УИРС для студентов 5 курса лечебного факультета
  1. Заместительная гормонотерапия в современной гинекологии : за и против
  2. Трофобластическая болезнь.
  3. Синдром системного воспалительного ответа, сепсис и септический шок в гинекологии: современный подход к диагностике и выбору тактики лечения.
  4. Методы экстракорпоральной детоксикации – возможности использования в гинекологии.
  5. Вспомогательные репродуктивные технологии – их место в преодолении проблемы бесплодия.
  6. Лапароскопия в гинекологии.
  7. Возможности гистероскопии в диагностике и лечении гинекологических больных.
  8. Применение рефлексотерапии в лечении гинекологических заболеваний.
  9. Дисгормональгые заболевания молочных желёз, связь с гинекологической патологией.
  10. Возможности санаторно-курортного лечения гинекологических больных, реабилитации, повышения качества жизни.
Темы УИРС для студентов 5 курса педиатрического факультета
  1. Влияние экстрагенитальной патологии на становление менструальной функции у девочек.
  2. Немедикаментозные методы лечения гинекологических заболеваний у девочек и подростков (ФТЛ, рефлексотерапия, фитотерапия, психотерапия).
  3. Нарушение полового развития у девочек.
  4. Профилактика нежелательной беременности у девочек-подростков. Роль школы и центров «Планирования семьи».
  5. Вспомогательные репродуктивные технологии и их место в решении проблемы бесплодного брака.
  6. Лапароскопия в детской гинекологии.
  7. Синдром системного воспалительного ответа, сепсис и септический шок в гинекологии: современные методы диагностики, интенсивной терапии, выбор тактики лечения больных.
  8. Нейроэндокринные синдромы у девочек и подростков.
  9. Дисгормональные заболевания молочных желёз в практике врача акушера-гинеколога.
Темы УИРС для студентов 6 курса лечебного факультета
  1. Климактерический синдром как медико-психо-социо-культурная проблема.
  2. Место ЗГТ в повышении качества жизни женщин после 40 лет .
  3. Антифосфолипидный синдром и его значение в акушерско-гинекологической практике.
  4. Аборты в России: медицинский и социально-культурный аспект проблемы.
  5. Вспомогательные репродуктивные технологии и их место в решении проблемы бесплодного брака: медицинские, этические и правовые аспекты проблемы.
  6. Лапароскопия в гинекологии.
  7. Место гистероскопии в диагностике и лечении внутриматочной патологии.
  8. Применение методов экстракорпоральной детоксикации в акушерстве и гинекологии.
  9. Гуманизация родов. Реализация программы ВОЗ по поощрению и поддержке грудного вскармливания в Волгоградском регионе.
  10. Подготовка супружеских пар к беременности: медицинские и социально-культурные аспекты решения проблемы.
  11. Синдром системного воспалительного ответа, сепсис и септический шок в акушерско-гинекологической практике: современный подход к диагностике и лечению.
  12. Рефлексотерапия в практике врача акушера-гинеколога.
  13. Возможности санаторно-курортного лечения и реабилитации гинекологических больных.
  14. Экстрагенитальный эндометриоз.
  15. Интенсивная инфузионно-трансфузионная терапия при массивных кровотечениях в акушерско-гинекологической практике, принципы восполнения ОЦК, иерархия инфузионных сред, проблема аутоплазмодонорства.
  16. Эмболия околоплодными водами.
  17. Тромбоэмболические осложнения в акушерстве и гинекологии: фатальная неизбежность или контролируемая опасность?
Электив «Перинатальная психология»
В 2006–2007 учебном году девятый год проводился элективный курс, призванный углубить знания студентов по вопросам, не входящим в учебную программу. Электив ориентирован на студентов 4 курса лечебного и педиатрического факультетов, изучающих акушерство.
Электив посещали 227 человек, из них 58 с педиатрического факультета и 169 с лечебного, в том числе 35 иностранных студентов. Форма проведения – лекции и семинары – всего 16 часов. К зачёту допускаются студенты, прослушавшие не менее 75% занятий курса (более 12 часов). Для учёта посещаемости заведён журнал. Зачёт проходит в виде собеседования по вопросам курса. Вопросы вывешены на стенде кафедры с начала учебного года. Каждому сдающему предлагается собеседование по трём вопросам.
Электив проводился по пятницам в течение октября-декабря. Зачёт проведён в декабре, после последнего занятия курса. На семинарах студенты вели дискуссии по разбираемой проблеме, учились аргументировано доказывать свою точку зрения. В проведении электива принимали участие профессор Н.А.Жаркин, доценты Л.В.Егина и М.С.Селихова, ассистент, кандидат медицинских наук Н.Д.Подобед.
На последнем занятии студенты высказали пожелания о включение в программу электива дополнительных тем (больше часов отводить вопросам внутриутробного воспитания плода, влиянию процесса родов на формирование перинатальных матриц). Эти пожелания будут учтены при проведении занятий в следующем году. Материалы лекций и семинарских занятий опубликованы в сборнике «Перинатальная психология в акушерстве», который выдавался студентам в качестве учебного пособия. Учитывая большой интерес студентов к теме электива, коллективом кафедры планируется расширенное и дополненное переиздание сборника « Перинатальная психология в современном акушерстве» в 2007 году.
1 Основные этапы развития внутриутробного плода 2 часа доцент М.С.Селихова
2 Нейро-гуморальные основы взаимосвязи между матерью и плодом 2 часа доцент Л.В.Егина
3 Ответная реакция плода на внешние раздражители 1 час доцент М.С.Селихова
4 Теория перинатальных матриц по С.Грофу 2 часа к.м.н. Н.Д.Подобед
5 Формирование 1 и 2-й пренатальных матриц 2 часа к.м.н. Н.Д.Подобед
6 Формирование 3 и 4-й (интра- и постнатальной) матриц 2 часа к.м.н. Н.Д.Подобед
7 Определение сладостных родов. Пути их достижения 2 часа проф. Н.А.Жаркин
8 Методы снятия эмоциональных переживаний в родах через дыхание, трансформацию образа, голос и.т.д. 2 часа доцент Л.В.Егина
9 Участие отца в формировании перинатальных матриц 1 час проф. Н.А.Жаркин
10 Зачетное занятие 2 часа к.м.н. Н.Д.Подобед
Итого: 16 часов лекций и семинарских занятий, 2 часа- зачетное занятие =18 часов
Ответственный за проведение электива, асс.каф. АиГ. К.м.н. Н.Д. Подобед
Рефлексотерапия в акушерстве и гинекологии
В 1991 году согласно приказа МЗ РФ № 79 при Волгоградском государственном медицинском институте был создан Республиканский научно-практический центр по акупунктуре в акушерстве и гинекологии, который успешно работает по настоящее время.
Учебный отдел центра проводит циклы первичной специализации по специальности «Рефлексотерапия» с правом получения сертификата установленного образца (при Волгоградском государственном медицинском университете работает соответствующая сертификационная комиссия). Кроме того, проводятся циклы тематического усовершенствования для врачей рефлексотерапевтов.
С целью ознакомления со специальностью рефлексотерапия, так как она не входит в учебную программу ВУЗа, организованы циклы для студентов старших курсов лечебного и педиатрического факультетов «Основы рефлексотерапии».
За время существования центра на его курсах прошли обучение более пятисот студентов и более двухсот врачей из различных городов Российской Федерации.
СПИСОК ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Ф.И.О. Ученая степень Стаж работы по рефлексотерапии, (лет) Общий препод. стаж (лет)
1 Жаркин Н.А. д.м.н., профессор 17 16
2 Егина Л.В. к.м.н., доцент 14 13
3 Андреева М.В. к.м.н. 16 18
4 Селихова М.С. к.м.н., доцент 16 15
6 Подобед Н.Д. к.м.н. 17 13
Besucherzahler where to meet single russian and ukraine women
счетчик посещений

Адрес: 400131, г. Волгоград, пл. Павших Борцов,1; Телефон: +7 (8442) 38-50-05 Написать письмо