Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волгоградский государственный медицинский университет
RUS
» ENG
|
||||||||
Факультеты >> Стоматологический >> Обучение на факультете
|
обновлено 23.11.2024 |
|||||||
Стоматологический факультет
На стоматологическом факультете в зимней экзаменационной сессии участвовало 717 студентов.
Не выполнили учебную программу осеннего Семестра и были отчислены из Волгоградского медицинского университета:
на первом курсе - Казанский А.И. и Писарева А.С. на втором курсе - Громак О.В., Просветов И.И., на третьем курсе - Сивоева А.А. ,Никитенко Р.А., на четвертом курсе - Яковлев Д.Ю., Базыка К.В. По результатам экзаменов на стоматологическом факультете 126 студентов получили только отличные оценки. Из них
на первом курсе - 10; на втором курсе - 21; на третьем курсе - 28; на четвертом курсе - 39; на пятом курсе - 28. Это составило 17,6% от общего количества студентов стоматологического факультета.
По всем экзаменационным дисциплинам, а их в зимнюю сессию было 13, получено 97 неудовлетворительных оценок. Не было получено двоек студентами 5 курса на государственном экзамене по общественному здоровью и здравоохранению, студентами 4 курса по хирургическим болезням. Хуже всего сдавали студенты 1 курса экзамен по химии - 20 двоек, студенты 2 курса гистологию - 18 неудовлетворительных оценок.
Абсолютная успеваемость по факультету составила - 85%, со средним баллом - 4,0.
Места по успеваемости на факультете распределились следующим образом:
1 место - 5 курс абсолютная успеваемость 96,9%; 2 место - 4 курс абсолютная успеваемость 87,5%; 3 место - 2 курс абсолютная успеваемость 85,3%; 4 место - 3 курс абсолютная успеваемость 79,1%; 5 место - 1 курс абсолютная успеваемость 77,5%. Подготовка специалистов на стоматологическом факультете осуществляется согласно образовательно-профессиональной программе. Цель ее выпуск дипломированного врача-стоматолога для работы в практическом здравоохранении в качестве врача общей практики в области стоматологии. Дальнейшая подготовка по отдельным стоматологическим специальностям, а также для организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности проводится в системе постдипломной специализации.
Учебный процесс по подготовке врачей-стоматологов общей практики организован на основе учебных планов. Студенты обучаются по учебному плану, утвержденному ректором ВолГМУ (В.И.Петровым) и согласованному с Департаментом образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФ (Н.Н.Володиным) и с Председателем УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию (М.А.Пальцевым). Учебный план соответствует Госстандарту.
По каждой дисциплине (включая гуманитарные, социально-экономические, естественно-научные, математические, медико-биологические, профессиональные и стоматологические) на кафедрах и в деканате имеются государственные программы, на основе которых созданы рабочие программы с учетом специфики преподавания отдельных предметов. Особое внимание уделяется освоению практических навыков (для врача-стоматолога это является приоритетным разделом обучения), индивидуализации обучения, контролю за текущим и конечным уровнем знаний студентов. Весь комплекс учебно-методической документации на кафедрах регулярно обновляется и дополняется в соответствии с изменениями в учебных планах и государственных программах, а также с учетом новых достижений в развитии теоретической и практической медицины.
На факультете реализуется сквозная программа, предусматривающая, начиная с 1 курса, выполнение квалификационных требований государственного образовательного стандарта.
Подготовка стоматологов осуществляется на 5 профильных кафедрах стоматологического факультета (ортопедической, терапевтической, хирургической стоматологии, стоматологии детского возраста и пропедевтики стоматологических заболеваний).
С целью повышения мотивации к изучаемой дисциплине, а также обеспечения систематического контроля за приобретением знаний на кафедрах стоматологического факультета широко используется тестовый контроль знаний (определение исходного уровня знаний, текущий и итоговый). Применение тестового контроля активизирует познавательную деятельность, позволяет оперативно выявить недостатки в знании каждой темы и представляет возможность своевременно внести коррективы. Существенно обогащает процесс познания использование достаточно нового вида тестового контроля - тесты в фотографиях по диагностике основных стоматологических заболеваний и их проявления у детей. Глубокому познанию стоматологических дисциплин способствует использование в процессе обучения ситуационных задач с применением контрольно-диагностических моделей челюстей, позволяющих студенту динамически наблюдать процесс лечения пациентов, находящихся на ортодонтическом лечении. На кафедрах разработаны и внедрены в учебный процесс ситуационные деловые игры и задачи, которые позволяют в полной мере раскрыть имеющиеся знания, умение применять их в конкретной ситуации, делают процесс приобретения знаний позитивным, а сами знания обоснованно убедительными.
На ряде кафедр имеются компьютерные классы или персональные компьютеры для тестирования студентов. Широко используется для тестирования компьютерный межкафедральный сертификационный центр.
Процесс обучения на стоматологическом факультете предусматривает, помимо освоения базовых теоретических знаний, последовательное освоение практических навыков на разных этапах. На кафедрах имеется достаточное количество фантомов для обучения студентов по всем разделам стоматологии. Важным этапом закрепления теоретических знаний и практических умений является производственная практика, которая проводится в соответствии с учебным планом. После окончания 2 курса студенты выполняют обязанности помощника медицинской сестры в стоматологических учреждениях. Данную практику проводит кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний. Практику по ортопедической, терапевтической, хирургической стоматологии и стоматологии детского возраста курируют соответствующие кафедры. Руководство, координацию и методическое обеспечение проведения производственной практики обеспечивает деканат по производственной практике.
Производственная практика по профильным дисциплинам организуется в стоматологических поликлиниках и стационарах города и области. До начала практики проводятся производственные собрания, составляются списки студентов и распределение их по базам. Выдается необходимая документация. Во время практики студенты ведут дневники и журналы практических навыков. После прохождения практики студенты сдают экзамен. Большинство студентов добросовестно относятся к прохождению практики, о чем свидетельствует высокий средний балл (4,0 - 4,5). Итоги производственной практики обсуждаются на кафедральных совещаниях, на заседаниях Советов факультета и университета, где отмечаются недостатки и определяются перспективы развития этого направления работы.
Университет и в частности, стоматологический факультет располагает достаточно мощным учебным, научным и художественным фондом библиотеки. За последние годы вырос интерес студентов к изучению как учебной, так и научной литературы. На всех профильных кафедрах в методических рекомендациях указан перечень рекомендуемой литературы как отечественных, так и зарубежных специалистов.
Основополагающим документом при осуществлении образовательной деятельности являются учебные планы по каждой специальности и каждому предмету учебные планы разрабатываются на основе Государственных образовательных стандартов по этим направлениям и являются документами долгосрочного планирования. В учебных планах через планирование перечня и объема учебных дисциплин реализуются основные цели, сформулированные Ученым Советом ВолГМУ
По каждой учебной дисциплине кафедры разрабатывают и представляют в деканат рабочие программы, которые являются документом краткосрочного планирования. В рабочих программах четко сформулированы цели и задачи, отражающие нацеленность на конечный результат. Цели согласовываются с профильными кафедрами факультета, ответственными за качество подготовки на конечном этапе - итоговой аттестации. Учебные планы и программы разрабатываются на базе матриц логических связей (сквозные программы как по вертикали, так и по горизонтали), в них учитываются запросы как внешних, так и внутренних потребителей (практическое здравоохранение и смежные кафедры).
По каждой теме занятий имеются методические рекомендации как для студентов, так и для преподавателей, соответствующие программе подготовки специалистов. В методических рекомендациях отражены современные проблемы изучаемой темы, предложена схема ориентировочной основы действия, расписаны этапы занятия и форма контроля студентов. Большая часть методических рекомендаций издана типографским способом и имеет гриф Министерства здравоохранения РФ или УНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. Сотрудники профильных кафедр являются авторами (соавторами) учебников, учебно-методических пособий и монографий по основным направлениям специальности.
С учетом регионального компонента (до 15%) в программы и учебные планы вносятся коррективы, которые утверждаются на заседаниях УМК факультета и Учебно-Научно-Методического Совета ВолГМУ, доводятся до сведения членов Ученого совета факультета и университета, а также до заинтересованных лиц.
Для улучшения качества подготовки специалистов исключительно важная роль отводится организации контроля за качеством учебного процесса. Система контроля факультета за качеством включает в себя комплекс взаимосвязанных мероприятий, многоуровневый контроль и поливариантные формы контроля. Система многоуровневого контроля за состоянием учебно-методической работы на кафедрах и факультете в целом осуществляется соответственно комплексному плану контрольных мероприятий многими подразделениями и комиссиями.
Контроль за качеством учебного процесса и результатов обучения проводится на уровнях преподавателя кафедры, заведующего кафедрой, декана, ректората, УМК факультета, УНМС университета, Ученых Советов факультета и университета.
На профильных кафедрах факультета практикуются следующие формы контроля:
Результаты курсовых переводных экзаменов и Итоговой Государственной аттестации выпускников за последние годы свидетельствуют, что большинство выпускников стоматологического факультета владеют глубокими теоретическими знаниями в различных областях медицины и умения использовать их в практической деятельности врача стоматолога.
Ежегодно результаты экзаменационной сессии и итоговой государственной аттестации обсуждаются на заседаниях Совета факультета и университета, разрабатывается план мероприятий по устранению замечаний и предложений, намечаются пути их устранения.
Кроме того, эффективность политики и стратегии в области качества учебной работы оценивается по следующим показателям:
На младших курсах (1-2 курсы) самостоятельная работа студентов направлена на расширение и закрепление знаний и умений, приобретенных в рамках обычных форм учебной работы (конспектирование учебной и научной литературы, решение типовых ситуационных задач). Кроме того на кафедре анатомии человека вырабатываются мануальные навыки по моделированию зубов, а на кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний - основы стоматологии. Темы самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы утверждаются на заседаниях УМК факультета по представлению кафедры. Для каждой темы имеется методическое обеспечение.
Научно-исследовательская работа осуществляется в научных кружках кафедр. УИРС ориентирует студентов на овладение методами биологического, химического, физиологического и других экспериментов и обобщение их результатов. Выполняются индивидуальные и коллективные задания по совершенствованию умений препарирования анатомического материала, работы с микроскопами, фантомами промышленного и самодельного производства.
На старших курсах самостоятельная работа направлена на расширение творческой деятельности студентов, на формирование профессионально необходимых навыков врачебных видов деятельности, диагностики заболеваний, составления комплексного плана лечения, разработки профилактических мероприятий, а также проведения собственных научных исследований.
Студенты старших курсов стоматологического факультета приобретают не только теоретические знания по вопросам изучаемых клинических дисциплин, но и учатся использовать их в профессиональных ситуациях. Профессорско-преподавательский состав факультета особое внимание обращает на выработку у будущих врачей навыков публичных выступлений, умения участвовать в дискуссиях, отстаивать свои взгляды, анализировать доводы оппонентов. Большинство студентов принимает участие в клинических конференциях, заседаниях студенческого научного кружка, в пленарных студенческих конференциях и олимпиадах.
Наряду с этим на профильных кафедрах факультета практикуется:
Научные студенческие кружки работают на всех профильных кафедрах факультета. Формы и содержание работы в них разнообразны. Ежегодно проводится итоговая научная студенческая конференция студентов и молодых ученых. Научное студенческое общество в течение многих лет является резервом пополнения преподавательского состава вуза. Работа в СНО является обязательным условием для рекомендации выпускника факультета для дальнейшего обучения в клинической ординатуре и аспирантуре.
Студенты стоматологического факультета обучаются в соответствии с учебной программой и Учебным Планом на 39 кафедрах Волгоградского государственного медицинского университета. Профессиональную подготовку специалистов (врачей-стоматологов) осуществляют 5 профильных кафедр факультета, которые возглавляют профессора, доктора медицинских наук (кафедры терапевтической, хирургической, ортопедической стоматологии, стоматологии детского возраста и кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний).
На профильных кафедрах факультета работает 66 преподавателей, из которых 43 человека (65,2%) имеют ученые степени и звания. Из них профессоров, докторов медицинских наук - 7 (10,6%); доцентов, кандидатов медицинских наук - 12 (18.2%) и ассистентов, кандидатов медицинских наук - 24 (36,4%). Двадцать три ассистента не имеют ученой степени. Средний возраст профессоров составляет 53 года, а средний возраст профессорско-преподавательского состава в целом на профильных кафедрах факультета - 49 лет.
У всех ассистентов, не имеющих ученых степеней запланированы и утверждены темы диссертационных работ. Преподаватели профильных кафедр повышают свою квалификацию в соответствии с планом работы университета, участвуют в республиканских и международных симпозиумах, выступают с докладами по актуальным проблемам стоматологии на пленарных конференциях.
Количество обучающихся на бюджетной форме в последние годы практически не меняется. Это связано с ограниченными постоянными (100 мест) контрольными цифрами приема, которые выделяет Министерство здравоохранения РФ для приема на 1 курс стоматологического факультета. Несколько увеличился прием студентов на компенсационной основе.
В последние два года возрос процент отчисленных студентов за академическую неуспеваемость, что является результатом более высоких требований, предъявляемых к студентам в процессе их обучения.
На факультете разработаны «сквозные» программы обучения, имеется документация, отражающая состояние учебно-методической работы, журналы учета посещаемости лекций и практических занятий, заседаний кафедр, учета посещаемости практических занятий, консультаций, отработок, экзаменов, индивидуальные планы преподавателей, наборы наглядных пособий, видеофильмов, ситуационных задач и тестов различных уровней.
Сотрудниками профильных кафедр за отчетный период разработано и издано более 350 учебно-методических пособий, тестовых заданий, разработок, рекомендаций и учебников. На кафедре анатомии человека подготовлено учебное пособие по препарированию и изготовлению анатомических препаратов, на основе которого студенты изготавливают препараты различной степени сложности.
Учебный процесс на факультете обеспечен необходимыми учебниками, учебно-методическими пособиями, рекомендациями, монографиями отечественных и зарубежных специалистов. Библиотечный фонд университета располагает достаточным количеством основной и дополнительной литературы, рекомендованной МЗ РФ и ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. Кроме того сотрудники факультета принимают активное участие в разработке и создании учебной литературы для стоматологических факультетов медицинских вузов страны.
|
||||||||