Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волгоградский государственный медицинский университет
RUS
» ENG
|
||||||||
Факультеты >> социальной работы и клинической психологии >> События
|
обновлено 23.11.2024 |
|||||||
Факультет социальной работы и клинической психологии
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ АКЦИЯ «Подарки от друзей»
У воспитанников социально-реабилитационного центра есть крыша над головой. Но они нуждаются в теплом, дружеском отношении, в празднике, которого лишены. В наших с вами силах хоть как-то порадовать их: игрушки, книжки, карандаши – вспомните, что сами хотели получить в подарок под Новый Год и Рождество…
Все, кому не безразлична судьба детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, кто хочет принять участие в благотворительной акции «Подарки от друзей» могут обращаться:
Ваша доброта и отзывчивость могут оказаться спасительными для ребенка!
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КАЖДОМУ РЕБЕНКУ ИГРУШКА В ПОДАРОК» (БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ АКЦИЯ)
Силами студентов отделения социальной работы и преподавателей кафедры социальной работы ВолГМУ ежегодно на факультете проводиться благотворительная акция «Каждому ребенку игрушка в подарок».
Целью проекта является оказание благотворительной помощи детям, пребывающим в социальных группах МОУ Д/С г. Волгограда.
Для достижения цели проекта курсанты Школы юного социального работника совместно со студентами 1 курса отделения социальной работы и профессорско-преподавательским составом с 2005 года успешно реализовали следующие задачи: установили связи с МОУ Д/С №305, провели интервью с руководителем учреждения на наличие проблемы и потребности в ее решении, получили разрешение Ворошиловского района г. Волгограда и в ВолГМУ, организовали и провели благотворительную акцию на базе школ Ворошиловского района №77, 14, 130, 11, 105, 89; гимназии №10 и ВолГМУ, передали благотворительную помощь детям, пребывающим в социальных группах МОУ Д/С №305.
После завершения благотворительной акции подписан договор о дальнейшем сотрудничестве кафедры социальной работы ВолГМУ с руководителем МОУ Д/С №305.
Факультет социальной работы и клинической психологии приглашает всех неравнодушных к детям школьников, студентов, преподавателей к участию в нашем проекте, который продолжает свою работу в новом году!
Сотрудничество с Берлином
С недавних пор факультет социальной работы и клинической психологии получил возможность наладить прямые международные контакты как в узкопрофессиональном плане – по профилю специальностей факультета, так и в широком социокультурном аспекте. Так, начиная с 2004 года, студенты и сотрудники факультета стали сотрудничать с рабочим кружком «Волгоград», который сформировался в г. Берлине, точнее в одном из его церковных округов Тельтов-Целендорф. Понимая заинтересованность будущих специалистов по социальной работе в передовом международном опыте в вопросах организации системы социальной работы в обществе, инициативные члены этого рабочего кружка помогли организовать визиты студентов и преподавателей Берлинскую Академии социальной работы и социальной педагогики (Университет прикладных наук) в Волгоградский государственный медицинский университет, а студентов и сотрудников факультета социальной работы и клинической психологии – Берлинскую академию.
Историю этого сотрудничества хорошо представляет один из действенных организаторов и инициативных участников этого международного проекта – доцент кафедры культурологии и истории Андрей Генрихович Каден:
О сотрудничестве с Берлином - глазами преподавателя…
Вот уже на протяжении 15 лет существуют партнерские отношения между Центральным районом Волгограда и Церковным округом Тельтов-Целендорф Берлина. Цель их – совместными усилиями внести свой вклад в мирное существование народов Европы, углубляя знания о жизни общества дружественной стороны, разрушая тем самым некоторые предубеждения и стереотипы мышления. В рамках договора стороны взяли на себя обязательства способствовать обменам делегациями самой разной направленности: в разное время это были группы профсоюзных активистов и школьников, хоровые коллективы и студенты.
В 2005 году, когда у нас в гостях была группа из Целендорфа, родилась идея проведения научно-практического семинара на базе берлинской Академии социальной работы и социальной педагогики (Университет прикладных наук) с участием, прежде всего студентов и преподавателей факультета социальной работы и клинической психологии ВолГМУ, а также руководителей администрации Центрального района. Средства на осуществление этого проекта выделили депутат областной Думы Татьяна Цыбизова, ректорат университета – академик РАМН В.И.Петров и наш партнер с немецкой стороны – Рабочий кружок "Волгоград".
Задача семинара заключалась в том, чтобы не только познакомиться с теорией и практикой социальной работы в Германии, но и рассказать о нашем университете, факультете социальной работы и клинической психологии, о складывающейся системе соцработы в России. Можно сказать, что эта поездка открыла новый этап в наших отношениях: впервые обмен носил чисто прикладной характер. Следует отметить, что и в берлинской академии проявили искренний интерес к развитию отношений с медуниверситетом.
Летом 2006 года состоялся ответный визит группы студентов во главе с профессором Зауэром. Группа будущих менеджеров в области социальной работы со своим руководителем посетили ряд социально-медицинских центров и психолого-педагогических учреждений, заинтересованно расспрашивали о системе социальной работы и социальной поддержки населения в России, сделали финансовое пожертвование в один из детских центров реабилитации. Для германских студентов также была организована культурно-развлекательная программа. Общение было настолько интересным, что за короткое время студенты и преподаватели успели крепко подружиться, так что расставаться с гостями не хотелось. (Подробнее см. ЗДЕСЬ)
Осень 2006 года тоже ознаменовалась встречей с германскими партнёрами, но уже из числа солидных по возрасту членов рабочего кружка «Волгоград». Активисты этой рабочей группы, помимо посещения культурно-исторических мест Волгограда и области, встречались со студентами отделения социальной работы, с профессорско-преподавательским составом. Как и в первом ответном визите немецкой стороны, состоялось обсуждение и более серьёзных проектов: к примеру, в рамках Болонского процесса наладить обмен студентами для прохождения обучения соответственно в Берлине и Волгограде (на английском языке). Конечно, это весьма простая для решения задача, но и не такая уж невероятная при обоюдном желании развивать отношения. Многое, конечно, будет зависеть от способности сторон профинансировать проект, но, как показал опыт, при активной поддержке ректората и доброй воли органов власти подобные практически значимые идеи вполне реализуемы.
А вот как об этом проекте рассказывают сами студенты – непосредственные участники визитов и международных научно-практических семинаров-встреч:
Посещение «социальной станции» в районе Zehlendorf
Когда мы посещали г.Берлин с рабочим визитом, у нас была возможность воочию убедиться в сложной, разветвлённой и организованной системе социальной заботы о населении Германии. Мы посещали разнообразные социально-медицинские и социально-психологические учреждения, где знакомились с особенностями структурирования социальной работы в этой стране. Одним из таких учреждений была так называемая «социальная станция» – организованный центр социального обслуживания населения микрорайона, посещение которого стали одним из интереснейших событий научно-практического визита в Берлин.
Как выглядит её функциональная структура и динамика работы её сотрудников?
Глава социальной станции и единственный её учредитель – коммерческий директор, квалифицированный социальный работник Хэнфрид Вайгэл-Гэрлэнд.
Это частным образом созданная организация, не имеющая никакого государственного обеспечения, кроме социальных заказов на некоторые виды услуг.
Вместе с ним в составе станции 8 штатных постоянных работников (что по минимуму совпадает с общегосударственными нормативными требованиями к организации такого учреждения в Германии), в том числе руководитель службы ухода Сабинэ Дэнквэрт и 6 рядовых работников. Однако, учитывая подрабатывающих в этой станции волонтёров (добровольцев), почасовиков, совместителей и т.п., численность станции насчитывает 30 человек.
При ознакомлении со штатным расписанием станции выяснилось, что большинство сотрудников не имеют специального, точнее высшего образования в области социальной работы. Как оказалось, в Германии на данный момент это допускается. Например, если Евангелическая академия готовит бакалавров (т.е. сокращённое ускоренное обучение) по медсестринскому делу, то остальные работники имеют среднее специальное образование подобно медсёстринскому образованию. Некоторые немцы могут проходить всего лишь многомесячные курсы, обучающие навыкам повседневного элементарно бытового ухода за пожилыми людьми и детьми. То есть достаточно 200 часов обучения по социальной работе, чтобы организовать из таких служащих социальную станцию, обеспечивающую исключительно бытовой уход за клиентами.
Таким образом, если станция обеспечивает простейший повседневно-бытовой уход, то высшего профессионального образования по социальной работе жёстко не требуется. Другое дело – комплексное медицинское и психосоциальное сопровождение клиента, его социализация и организация всей социальной микросреды, требующее глубоких знаний, а значит высшего образования как специалиста или магистра по социальной работе.
Ежемесячные расходы на заработную плату сотрудников станции – 60 тыс. евро. Зарабатывает станция 75 тысяч евро, 15 тысяч из них уходит на содержание станции – офиса и автопарка.
Каков контингент обслуживаемых?
Клиентами этой станции в подавляющем большинстве являются старики, очень малая доля – дети. Клиенты старческого возраста – это, как правило, люди с функциональными нарушениями костно-мышечного аппарата тела; лежачие больные, посещение которых осуществляется от одного раза в неделю до 6 раз в день в зависимости от тяжести функциональных нарушений, медицинских или социальных проблем и объёма оплаты услуг (больше платят клиенты – чаще посещает социальный работник).
Каждый второй клиент данной соц.станции – с заболеванием, известным под названием деменция.
Пациентов обслуживают амбулаторно (на дому) либо можно некоторое непродолжительное время проживать в домах гостиничного типа, арендуемых социальной станцией. Например, такая необходимость сепарации (отделения) клиента от родственников (или другого ближайшего окружения) может быть вызвана внутрисемейными конфликтами, судебными процессами, насилием в семье, угрозой жизни пациенту в условиях дома.
Основными функциональными обязанностями и задачами социального работника такой станции являются: 1) работа с клиентом и его родственниками, особенно с последними с целью убеждения родственников в необходимости помещения в геронтологические центры, в клиники и т.п. 2) обращение соц.работника в судебные инстанции в случаях, когда родственники клиента хотят удерживать его дома из-за материальных льгот, которые приносят выплата ему соц.пособий по нетрудоспособности, из-за страховок, и т.д. 3) Социальный работник тесно взаимодействует не только с судебной системой, но и психиатрической службой, участвуя в организации судебно-психиатрической экспертизы. При этом решающую роль играет не судья, и не психиатр, а социальный работник, на основании мнения которого суд выносит окончательное решение в каждом конкретном случае о лишении родственников прав на опеку и помещение пожилых клиентов в геронтологические, а детей – в детские гос.учреждения и общественные организации. Это происходит даже тогда, когда сам клиент не хочет размещаться в геронтологической клинике; таким образом высокая квалификация соц.работника позволяет привести убедительные доводы в пользу необходимости помещения пациента в геронтологический или какой-либо другой центр или больницу.
Трудовое время штатного социального работника – 6 часов в день на контакты с клиентами, 2 часа в день – на заполнение отчётов и другой документации. Однако особенностью учёта работы сотрудников социальной станции является не почасовые затраты на клиентов, а количество выполненных заданий по карте-заданий ежедневной нагрузки сотрудника соц.станции. Почасовики и совместители работают не более 6-ти часов в день.
Оплата клиентами услуг станции колеблется по разным причинам – от функциональных нарушений костно-мышечного аппарата тела до лежачих пациентов и больных деменцией – от 100 евро до 1.000 евро в месяц. Например, за тысячу евро в месяц социальные работники посещают клиента 98 часов в неделю; а как известно в неделе 168 часов, а 40 евро (это около 1.400 руб) стоит трёхразовый кратковременный приезд социального работника к клиенту на дом, 24 евро (около 800 руб) стоит помыть клиента в ванной, 3 евро (100 руб) – покормить и т.д.
Оплата клиентом услуг соц.работника наличными деньгами не практикуется. Деньги клиента за свою работу специалист получает из так называемых «страховок больничных медицинских касс», на которых построена половина страховой системы Германии, либо из обычных «медицинских страховок» клиента, которые он выбирает сам по уровню своего дохода (государственную страховку или частную), что составляет другую половину страховой системы страны вместе с другими видами страхования. Более дорогостоящие услуги проходят через службу медицинских касс, откуда получают свою более высокую зарплату специалисты по социальной работе с высшим образованием, из обычных медицинских страховок выдают менее привилегированную оплату за работу социального работника, т.е. специалиста со средним профессиональным образованием, для которого достаточно 3 года обучения и получения квалификации бакалавра.
В следствие большого числа промежуточных инстанций и социальных институтов, участвующих в оплате страховых расходов клиента, иногда соц.работнику приходиться ждать оплаты своей работы годами. Был приведён пример, когда социальный работник, выполнив работу и ожидая её оплаты 2 года, не выдержал и обратился в суд, и в результате за один раз отсудил у клиента-должника 15 тысяч евро (это более полмиллиона рублей).
Координация всей службы обеспечивается специальным человеком из МСК – медицинская служба касс Германии, который отслеживает платёжеспособность клиента, о чём сообщает социальным работникам и следит за расходом средств клиента сотрудниками социальных станций.
Проверка работы и сотрудников социальных станций осуществляется аудиторами, которые проверяют всё – от целевых расходов средств до проверки планов работы сотрудников, их дипломов и приёма у них экзаменов по специальности, подтверждающих квалификацию. Очень часто социальные станции в Германии закрывают по причине нарушений перечисленного.
В целом же посещение этого учреждения оставило самое благоприятное памятное впечатление, наполненное интересными и насыщенными воспоминаниями. Было очень познавательно, и мы смогли увидеть, что формы социальной работы с населением страны могут вестись не только по государственной линии, но и общественной и даже частно-предпринимательской. Так мы пополнили багаж наших профессиональных знаний и планов…
В процессе визита нам также удалось посетить клинику семейной медицины в одном из микрорайонов Берлина. Работу клиники семейной медицины обеспечивать несколько врачей, обстановка почти домашняя, оборудование – на хорошем современном уровне. Удивляет, что инициатива людей по созданию таких клиник опять носит в основном частно-предпринимательский характер. В остальном, например в идее создания и целей назначения такого рода деятельности, клиника семейной медицины в Берлине ничем не отличается от клиники семейной медицины, открытой недавно в Волгограде.
|
||||||||