Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волгоградский государственный медицинский университет
RUS
» ENG
|
||||||||
Факультеты >> социальной работы и клинической психологии >> Специальности
|
обновлено 23.12.2024 |
|||||||
Факультет социальной работы и клинической психологии
Специальности:
Клиническая психология одно из ведущих и наиболее интенсивно развивающихся научных направлений. Клиническая психология является не только психологической и в то же время медицинской наукой, но и областью профессиональной деятельности. Это работа направлена на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, преодоление недугов и психологическую реабилитацию людей всех возрастов.
Социальная значимость клинической психологии выражается и в том, что в Психологических ассоциациях различных стран мира около 60% составляют клинические психологи.
Специалисты, посвятившие себя этой специальности, знают как изменяется психическая деятельность при различных состояниях человека, какова роль психических факторов в возникновении и преодолении различных недугов, в укреплении здоровья. В главную задачу современной медицинской психологии входят изучение: психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение; психических проявлений различных болезней; отношений больного человека с окружающей его микросредой; влияния тех или иных болезней на психику. Современная клиническая (медицинская) психология занимается проблемами взаимоотношений врача и пациента, руководства персоналом и коммуникациями в лечебном учреждении, коррекции поведения больного человека, его отношений с окружающим миром, влияния психосоциальных факторов на болезнь. В центре внимания клинической психологии человек с душевными «болями» и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состояниями его здоровья. Психологическая диагностика, экспертиза, реабилитация и коррекция являются необходимыми составляющими профессиональной деятельности клинического психолога, направленной на профилактику и преодоление не только заболеваний, но и различных состояний дезадаптации человека.
В нашей стране клиническая психология сформировалась в последние три десятилетия в результате интеграции таких областей психологии как нейропсихология, патопсихология, психосоматика, психология аномального онтогенеза, психологическая коррекция, психология здоровья. Клиническая психология изучает общие и частные закономерности изменений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития, роль психических факторов в возникновении и преодолении различных недугов, в укреплении здоровья. Наряду с этим клинические психологи решают многообразные практические задачи в разных сферах жизни (здравоохранение, социальная помощь населению, народное образование).
Характер новой специальности в психологии заключается в том, что она находится на стыке гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, которые будут изучать студенты: клиническая медицина, анатомия, физиология, психофармакология, генетика, высшая математика, нейропсихология, патопсихология, психосоматика, психология аномального онтогенеза, психологическая коррекция, психология здоровья и ряд других предметов.
Дисциплины специальности 030302 «Клиническая психология»:
Обязательные спецпрактикумы:
В рамках специальности «Клиническая психология» в ВолГМУ осуществляется подготовка студентов по таким специализациям как:
В области практического здравоохранения клинические психологи участвуют в решении широкого круга задач, работая во всех типах лечебно-профилактических учреждений, начиная с онкологической, кардиологической, хирургической клиник, вплоть до стоматологических учреждений, где тоже требуется участие психолога в связи с «устрашающим» эффектом врачебного кабинета.
Клинические психологи уже активно включаются в решение проблем охраны психического здоровья подрастающего поколения, работая в детских дошкольных заведениях, в школах, в детских санаториях-профилакториях, в интернатах для детей с задержкой и недоразвитием психики, в Центрах коррекционной и лечебной педагогики, в службах семьи и детства.
Со временем клинические психологи будут привлекаться для работы в службах социальной защиты населения, центрах психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных и природных катастроф, в службах кризисных состояний и многих других.
Клинические психологи также могут быть востребованы в системе кадрового медицинского менеджмента в коммерческих медицинских организациях и государственных учреждениях здравоохранения.
Благодаря своей широкой подготовке они востребованы университетами и академиями как преподаватели с уникальной медико-психологической специализацией. Клинические психологи также будут востребованы научно-исследовательскими центрами и институтами, связанными с проблемами человека. Они могут работать психологами в центрах семейного консультирования и психотерапии, реабилитации, социальной адаптации, в психоневрологических диспансерах, поликлиниках, общеобразовательных и специализированных учреждениях, в группах и классах коррекционно-развивающего обучения, медико-психологических консультациях, а также в любых организациях, где необходима психологическая помощь людям с проблемами здоровья.
Таким образом, в соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой клинические психологи могут выполнять диагностические, коррекционные, экспертно-консультативные, профилактические, реабилитационные, научно-исследовательские, учебно-педагогические и другие профессиональные функции.
Специальность «Специалист по социальной работе» предполагает подготовку работника социальной сферы, специализированного в системе здравоохранения. Это означает целенаправленное профилирование социального работника для работы в учреждениях российского здравоохранения с учётом особенностей медицинской деятельности. Наиболее общие характеристики специалиста по социальной работе в системе здравоохранения заключаются в его способности обеспечивать посредничество между личностью, семьёй и различными общественно-государственными структурами, выполнять роль «третьей силы», связующего звена между личностью пациента и микросредой, между детьми и взрослыми.
Социальный работник посредник, регулирующий и уравновешивающий деятельность общества по отношению к клиенту. У него формируется умение влиять на общение между людьми, строить отношения между медицинскими работниками и пациентами на основе диалога, стимулировать и побуждать пациента к полезной деятельности. Специалист по социальной работе вырабатывает у себя такие профессиональные качества как коммуникабельность, способность к сопереживанию больному или здоровому человеку, соучастию в решении его проблем.
В период подготовки будущий специалист по социальной работе осваивает:
Преподаваемые дисциплины:
Главной целью профессиональной деятельности специалиста по социальной работе считается забота о качестве жизни и раскрытие возможностей личности человека, семьи, общества, а социальную работу можно рассматривать как личностную службу помощи людям. Социальная работа направлена на своевременное выявление и эффективное решение социальных проблем, возникающих у конкретного клиента, семьи, в обществе в целом.
В рамках специальности «Социальная работа» в ВолГМУ осуществляется подготовка студентов по специализации ДС.12 «Социальная работа в системе здравоохранения».
Медицинские социальные работники помогают людям повышать способности в решении своих социальных и медицинских проблем, активизировать необходимые для этого ресурсы, они обеспечивают взаимодействие между людьми или между человеком и его средой, повышают ответственность государственных и общественных организаций за больного человека, влияют на социальную политику, в том числе в области здравоохранения. Но это не означает жёсткой «привязки» только к системе медицинских учреждений. Фундаментальность и практичность образовательной программы «специалиста по социальной работе в системе здравоохранения» предполагает широкую сферу приложения профессиональных сил. Сегодня они требуются в социальной сфере, в центрах занятости, учреждениях социальной помощи населению, службах планирования семьи, в частных фирмах, в центрах семейного консультирования, реабилитации, медико-социальной адаптации, в социально-психологических и педагогических консультационных и медико-коррекционных центрах, расположенных во многих районах города.
|
||||||||