Биохимия и медицина

эссе (30.04.2003)

 
Жизнь требует, чтобы каждый новый опыт давал, хотя и грубый, но быстрый и практический вывод, годный для руководства сейчас или в ближайшем будущем. Абсолютно верные заключения, если такие достигаются в практической жизни, получаются посредством целого ряда приближенных решений, ведь страшно было бы терять время на ожидание этой уверенности в абсолютной правде, когда нужно делать живое дело.
А.Т. Мэхэн
АлхимикиЧеловек, как только он вообще о чём-то стал задумываться, всегда пытался понять, как устроен мир вокруг него. Человек всегда старался узнать, как устроен он сам. И, наконец, человек всегда пытливо искал способа прожить как можно дольше, а лучше – жить вечно. И, естественно, кто-то должен был однажды совместить все эти три цели.
Однако до недавних пор все это было всего лишь мечтой, надеждой, но не чем-либо реально осязаемым. Лишь когда у человека, благодаря развитию химии и физики, появилась возможность выяснить, какие именно процессы и каким образом протекают в организме, дело пошло веселее. В середине XIX века оформилась ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ, дисциплина, которая позже превратилась в биохимию. Кстати, тогда казалось, что человечество стоит на пороге вечной и безбедной жизни на основе достижений науки. Вообще говоря, то время (XIX - начало XX вв.) было периодом безграничной веры в торжество науки и техники. И наука поддерживала авансы, которые ей раздавались.
Вот совершенно ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ ПРИМЕР из области медицины. В самом конце позапрошлого века Меринг и Минковский выявляют связь между сахарным диабетом и нарушением секреторной функции поджелудочной железы. Затем следуют важные работы Соболева и Старлинга по выяснению механизма секреции гормонов из островков Лангерганса. И, наконец, в 1921 году Бантинг выделяет в чистом виде ИНСУЛИН. Тот самый инсулин, который в течение вот уже более чем 80 лет остается ЕДИНСТВЕННЫМ средством лечения сахарного диабета I типа.
НО: в то же время – в 1918-1919 годах – эпидемия «испанки» (одной из форм гриппа) уносит жизни то ли 20, то ли 40 миллионов человек. А в первую мировую люди гибнут, как мухи, не от пуль, снарядов и иприта, а от гангрены, столбняка, пневмонии и тифа. Да, конечно, прошло не так много времени, и антибиотики уже спасали множество людей во вторую мировую, от столбняка стали делать привики, а в современные эпидемии гриппа мы считаем трагедией смерть одного-двух десятков людей по всей России. Да, многие достижения современной науки впечатляют неискушенное воображение. Совсем недавно, как величайшее достижение человечества по всему миру разрекламировали расшифровку нуклеотидной последовательности генома человека (и что за беда, что мы знаем назначение менее половины расшифрованных генов, а структура белка может сильно изменяться после его синтеза). Вся мощь современной молекулярной биологии была пару месяцев назад брошена на вирус «атипичной пневмонии» (SARS). Его геном расшифровали очень быстро, но лишь для того, чтобы понять с насколько необычным представителем этого семейства мы столкнулись. Сообщалось, что в Саратовском институте «Микроб» исключительно по компьютерной модели возбудителя SARS создали тест-систему для его обнаружения. Но созданию вакцины это пока никак не помогло. А вакцину от СПИДа, несмотря на все усилия науки и громадные денежные вливания, «вот-вот создадут» уже больше десяти лет.
И в отношении многих других заболеваний прогресс резко замедлился, а то и остановился. Даже в тех случаях, когда недавно казалось, что эффективное решение найдено. И вот – надежды и эйфория в отношении возможностей науки и медицины сменились пессимизмом. Появляются всё новые и новые болезни (СПИД, губчатый энцефалит, SARS - примеры из тех, что у всех на слуху). Разрекламированные дорогостоящие «специфические и эффективные» лекарства на поверку подчас оказываются нисколько не лучше давно известных дешевых препаратов. Многие люди (не только у нас, а и во всем мире) массово теряют доверие к официальной медицине и поворачиваются лицом ко всевозможным «нетрадиционным» практикам.
Может ли развитие и широкое применение медицинской биохимии что-то изменить в лучшую сторону?
Да, может. МОЖЕТ – вне всякого сомнения. Но не всё и не сразу. Надо перестать смотреть на науку и, в особенности, на биохимию и ее дочерние дисциплины, как на коробку с чудесами: мол, достаточно, знать, что хочешь, и получить это. Дальнейшее развитие биохимии может многократно обогатить арсенал методов обнаружения, лечения и профилактики. Но одних усилий ученых здесь не хватит (еще не совсем забылось, какой гигантский разрыв был еще со времен СССР между достижениями науки и их использованием на благо человека и общества? – мы здесь безмерно отстали от ведущих стран мира). Существующее (в силу несовершенства преподавания биохимии в медицинских вузах и из-за явного технологического отставания нашей практической медицины) отношение к биохимии и среди студентов медицинских вузов (главное – сдать экзамен, а потом хоть потоп), и среди многих практикующих врачей (вполне хватит знания стандартных анализов и общего алгоритма лечения), и даже среди части преподавателей самого предмета (такой тяжелый предмет, ну, зачем студентам знать его в совершентсве, достаточно общего представления...) нисколько не способствует формированию медико-биологического мышления. Но ведь сейчас прекрасно известно, что АБСОЛЮТНО ЛЮБОЕ заболевания имеет своей причиной то или иное нарушение обмена веществ или его регуляции. Можно ли в начале XXI века считать, что без понимания СМЫСЛА происходящих в организме процессов возможны максимально эффективное индивидуализированное лечение и, особенно, профилактика заболеваний? Полагаю, что нет.
Но, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, чего может стоить лабораторное достижение без опыта его практического использования? Совсем немного. Поэтому дальнейший существенный прогресс в эффективности практической медицины возможен лишь при обязательном сочетании двух необходимых условий: (1) использование достижений фундаментальной биологии для планирования и проведения практически значимых медико-биологических исследований; (2) формирование у практических врачей понимания ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ биохимических изменений, приводящих к развитию заболевания. И не забывать при этом:
Ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнить опытом
Фрэнсис Бэкон