sob
kafedra
science
umr
sod
komm
snk
ekz
kafedra
komm
komm
news
Гостевая

КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ?

 

Начиная подготовку к экзамену, важно правильно распределить свои силы и время.

Что учить? (какой предмет, материал, вопросы, ответы, конспекты, книги, умные знакомые, телевизор, Интернет, иные носители информации...)

Прежде, чем что-то учить, надо определиться с теми источниками, которые Вы используете. Обычно информации либо слишком много, либо слишком мало. Середина бывает редко.

В первом случае советуют не нагружаться, из кипы учебников выбрать один-два. Если есть возможность использовать видео-аудио материалы - сделайте это, потому что они лучше запомнятся. Если есть конспекты - они, конечно, предпочтительнее.

Обычно на лекциях преподаватель сам рекомендует большое количество литературы. Если Вас все-таки не было на лекциях, то воспользуйтесь той литературой, которую вам рекомендовали преподаватели на семинарах.

Да, надо сесть и постараться разобраться во всем самому. К знакомому отличнику(це), к преподавателю лучше приходить с конкретным вопросом или с конкретной темой, которая непонятна. Этим вы сэкономите и свое и его время.

Интернетом при подготовке лучше пользоваться когда знаешь, ЧТО нужно, иначе процесс поиска информации займет больше времени, чем ее усвоение.

Знающие или сдававшие Ваш предмет друзья или знакомые будут полезны только в том случае,
если 1) они хорошо знают материал; 2) Вы знаете, ЧТО Вам надо у них узнать. Кроме того, далеко не каждый человек обладает способностью нормально что-либо объяснять. Если данным критериям Вы и Ваши знакомые не соответствуете - восемьдесят процентов из ста - Вы напрасно потеряете время. Примите к сведению.

Как учить? (зубрежка, репетитор, мнемоника, учебники под подушкой, чтение...)

Начинать повторение надо с тех вопросов, которые кажутся самыми неинтересными или были самыми трудными. После предварительного (ознакомительного) чтения переходите к тщательной проработке содержания вопросов по учебнику, справочнику, пособию, конспекту и т.п. Хорошо, если при этом вы будете подчеркивать важные фрагменты и узловые понятия.

Собираетесь ли вы с головой уйти в учебу, сидеть в библиотеке или берете конспект "почитать в транспорте" - эффективность от этих мероприятий разная.

Важный момент - заставить себя заняться делом. Перед экзаменом хочется делать все что угодно - лишь бы к нему не готовиться. В это время можно припомнить давно позабытые и отложенные дела, вспомнить, что давно не звонил(а) тому-то, можно отвлечься под предлогом, что пора бы и перекусить, можно проявить себя примерным сыном (дочерью) и выполнить какое-нибудь родительское поручение (сьездить на рынок, починить полку, подмести пол...) - в общем, сделать все что угодно, лишь бы отдалить момент когда придется сидеть с книжкой/тетрадкой над столом и готовиться.

Надо сделать над собой усилие. Это важно и нужно. Но не надо и впадать в крайность. Если вы обложитесь учебниками, отключите телефон и забаррикадируетесь в своей комнате - эффективность от такой подготовки будет невысокая. Установите для себя норму - скажем, один час. Или, например, один билет. Разобрали тему одного билета - сделайте передышку.

Не стоит готовиться к экзамену вместе с другом/подругой (если только он (она) не разбирается в материале лучше Вас) - такая подготовка чаще всего оборачивается долгим трепом и пустой тратой времени.

Важный вопрос: а как запомнить? На сей счет существуют разные мнения. Самым удачным способом запоминания считается мнемотехника (мнемоника). Вещь это достаточно комплексная, включающая в себя, в частности, запоминание ассоциациями.

Надо запомнить дату - попробуйте вспомнить, что эта дата значит для вас лично. Может, это день рождения тети? А может, в этот день вы впервые что-то сделали или куда-нибудь съездили? Или вдруг эта дата напоминает чей-то телефон? Только не надо специально выискивать семейные праздники. А то на экзамене вам придется вспоминать еще и их.

Надо запомнить формулу? Попробуйте посмотреть на нее под другим углом. Попробуйте прочитать ее как слово. Сопоставьте каждой букве в формуле какое-нибудь слово и составьте смешное предложение, которое застрянет в голове. Открою вам секрет - чем неприличнее ассоциация, тем лучше запоминается.
Очень удобно запоминать какие-либо определения, явления, события, сведя их к тому, что Вы уже знаете. Заучиваете вы какое-то длинное определение - и вдруг видите: да это же .!. только .!. ! Попробуйте упростить определение. Важно понять суть определения, а не заучивать его. Редко кто из преподавателей принимает в штыки ваше объяснение определения своими словами вместо заученного варианта. Наоборот. Если Вы можете пересказать определение своими словами - значит Вы его понимаете. А значит - и понимаете материал.

У разных людей развиты разные виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Людям с развитой зрительной памятью полезнее будет читать материал: потом вспоминается страница, на которой написана нужная тема. Тем, у кого развита моторная память лучше будет еще раз прописать материал (например, заняться написанием шпаргалок). И так далее.

Если чувствуете, что "процесс пошел" - то есть Вы понимате материал, чувствуете, что можете его объяснить и еще не устали - продолжайте!

Вечером позвольте себе расслабиться - прогуляйтесь, поболтайте по телефону, почитайте детектив, зайдите в гости к другу (подруге)... Но вернитесь домой до полуночи. Если Вы не выспитесь за ночь - сон на экзамене чреват пересдачей!

Перед сном советуют если не учить, то хотя бы пролистать пройденные материалы: попытаться глядя на заголовок вспомнить общее содержание вопроса (если не получается - просмотрите раздел). Психологи утверждают, что лучше всего запоминается информация, полученная во время засыпания и во время пробуждения.

Можно писать шпаргалки! Во время написания шпаргалок Вы еще раз прорабатываете материал. Но пользоваться ими я не рекомендуется. Когда в кармане лежит такая "горящая" бумага - голова работает плохо. Оставили ее дома - голова включается в работу. Так что лучше написать и оставить дома.

А надо ли учить?(а может, повезет? Или вдруг я все знаю? Или есть классная шпаргалка...)

Кому-то такой вопрос может показаться глупым. Но все зависит от того, что вы называете словом "учить". Для многих слово "учить" аналогично слову "зубрить", пусть даже они об этом не думают. Я во время подготовки материал не УЧУ, а ВСПОМИНАЮ. Я не сижу с тетрадкой или учебником, ЗАУЧИВАЯ какую либо информацию. Все это уже давалось на лекции, на уроке, на семинаре, на лабораторной работе... Нужно только "повернуть" в голове определенный "выключатель" - и заработает весь "механизм". Кто-то махнет рукой: "ну, это ОНИ, Я так не могу..." Можете.

Здесь не имеется в виду абсолютный вариант. "Однажды услышал - навсегда запомнил". Нет. Что-то надо и напоминать своей голове. (Это действительно нужно если, например, просто-напросто не был на лекции). Но очень многое Вы уже знаете, хотя и не догадываетесь об этом.

ЧТО МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ ЗНАНИЕ МАТЕРИАЛА

Все может случиться. Представим себе безрадостную картину - Вы всю ночь учили пятый билет, а вам достался тринадцатый, которого у вас не было, который Вы не учили, в котором находятся какие-то совершенно ужасные и бессмысленные утверждения, которые не понимает даже Петя, а он - отличник.
Не надо сдаваться. Прежде всего определитесь - какую оценку Вы первоначально рассчитывали получить - три, четыре или пять. Чем ниже оценка, тем больше шансов ее получить. Если это зачет - попытаться все-таки стоит.

Посмотрите на вопрос. Какие ассоциации он у Вас вызывает? Может вы что-то отдаленно похожее уже проходили? Даже если по другому предмету. Думайте! Информацию вы узнаете не только на лекции, но и по телевидению, радио, Интернет, разговорам, ответам других студентов, не только научной, но и художественной литературе. В конце концов -неужели вы предыдущие (по крайней мере) 14 лет совершенно ничего не узнавали, не читали, не слышали?

В конце концов крайний вариант - попросить у преподавателя разрешения тянуть другой билет. Оценка снизится на балл, но если Вы будете отвечать уверенно и правильно - карты Вам в руки.
И запомните наконец - оценка зависит от знаний только на 5%. Все остальное - количество пропущенных лекций, внешний вид и поведение студента, впечатление преподавателя о вас, номер билета и т.д., и т.п. и др., и пр.

Если по остальным показателям вы были на высоте - считайте, что полоценки уже у вас в кармане. А главное - не паниковать и сосредоточиться.

Накануне экзамена еще раз просмотрите свои записи, отдельно проштудируйте материал, который требует запоминания, повторите формулы, определения, термины, перескажите (про себя, а лучше вслух) те вопросы, в знании которых вы не уверены. Только не сидите за учебником допоздна в ночь перед экзаменом: это обычно не приносит желаемых результатов. Не принимайте в день экзамена успокоительные средства. Они могут затормозить Вашу способность мыслить, сделать Вас сонливым/ой и безразличным/ой ко всему происходящему.

Как вести себя на экзамене?

Что повторить утром перед экзаменом? Что надеть? Как себя держать?
Опытные педагоги советуют: перед экзаменом спать ложитесь пораньше, а с утра ни в коем случае не возобновляйте "зубрежку". Исследования психологов свидетельствуют, что при этом в памяти останется только материал, отработанный утром, а все остальное благополучно забывается. Не опаздывайте на экзамен! Не одевайтесь вызывающе!! Разумеется, то же самое можно сказать о косметике и бижутерии. Совсем не обязательно своим внешним видом давать понять экзаменатору, что Вы являетесь страстным поклонником того или иного музыкального направления, приверженцем каких-либо экзотических воззрений и т.п. Какой бы спортивный стиль Вы не предпочитали на экзамен лучше приходить в строгом костюме с пиджаком ("Экзамен для меня - всегда праздник, профессор!") и стараться сохранять серьезность.

Получив билет, назовите его номер. Не нужно рыскать среди разложенных билетов, загадывая, какой-же все-таки окажется счастливым - берите сразу тот, который на вас смотрит. Все билеты одинаковые. Плохие билеты взяли до Вас. Если Вы тянете билет первым, то плохие билеты взяли еще вчера. Если Вы ищите - значит хотите найти что-то полегче. А значит - показываете, что Вы не знаете весь материал (разумеется, весь материал знает только Пушкин, но не надо этого показывать). Важно сохранять спокойствие и уверенность. Даже если вы один из вопросов не знаете совершенно, начните уверенно и при достаточной убедительности Ваших речей экзаменатор может ограничиться одним вопросом.

Отшлифуйте в уме начало ответа, оно должно быть содержательным и безупречным. Помните, что таблицы, плакаты, справочные данные, находящиеся в вашем распоряжении во время экзамена - ваши прямые помощники, так как в них содержится значительная часть информации, необходимой для ответа.
Ответ советуют начинать с произнесения плана. В этом случае экзаменатор с первых же минут оценит не только круг вопросов, которые вы будете рассматривать по билету, но и вашу способность логически мыслить и грамотно строить ответ.

Ваше выступление должно быть логичным и последовательным. Демонстрация неограниченных возможностей вашей памяти непременно должна сопровождаться обобщениями, раскрытием связи явлений, изложением закономерностей. Держитесь при ответе уверенно, но не вызывающе, отвечайте ровным, четким, но негромким голосом.

При благоприятном стечении обстоятельств ваш ответ на каждый вопрос займет не более 5-7 минут. Не исключено, что вы произведете такое сильное впечатление, что необходимость задавать дополнительные вопросы у экзаменаторов исчезнет!

Людям, подверженным нервным стрессам, хорошо спрятанная шпаргалка прибавит уверенности (даже если ею не удастся или не будет надобности воспользоваться). Другое дело, если, пользуясь ею (или другим несанкционированным источником), вы "попались". Тут, как правило, начинаются большие неприятности!!! Возможно, стоит взвесить степень риска и... лучше отказаться от этой старинной хитрости нерадивых школяров?

АМУЛЕТЫ, ПРИМЕТЫ...

Существует множество различных студенческих обычаев и примет, которые призваны помогать при сдаче и подготовке к экзамену. Для несуеверных студентов/ток могу заметить, что такие меры часто дают положительный психологический настрой и дополнительную уверенность, но их соблюдение отнюдь не считается обязательным. Так что поступайте как вам нравится.

Мера

Эффект или кара небесная за несоблюдение

В ночь перед экзаменом положить учебник (либо конспект) под подушку

Считается, что так материал запоминается ночью, пока спишь. Удобно: и отдыхаешь, и материал учишь (якобы)

Перед экзаменом завязывать шнурок на запястье "на счастье"

"Узелок на память"

Не мыть голову во время подготовки к экзамену

Считается, что иначе вымываются знания

Класть в туфлю под пятку пятикопеечную монету

Возможно, пять копеек - пять баллов?..

Приходить на экзамен в пиджаке с внутренним карманом для шпаргалки/бомбы

Обычай этот почти утрачен

Садиться есть, не закрыв книгу

Память отъешь (народная примета)

Писать шпаргалки

Если отбросить их прямое назначение, то во время написания шпаргалок волей-неволей повторяешь тот материал, который надо учить, так что пишите шпаргалки!!!

Считать какие-либо предметы по дороге на экзамен

Некоторые считают встечающиеся на пути мерседесы - насчитал десять штук - значит все будет в порядке

Поймать халяву

Обычно этой приметой пользуются студенты, которые живут в общаге...

- Из конца коридора наметают "мусор" в открытую зачетку, которая лежит на полу (ловят ХАЛЯВУ!)

- Другой способ - высунуться в форточку в ночь перед сдачей экзамена (в 24.00) и прокричать "ХАЛЯВА ПРИДИ!" (При этом можно размахивать зачеткой)

 

© кафедра "Оперативной хирургии и топографической анатомии"
© 2008, ВолГМУ